Язычество в Древней Руси

В историографии существуют следующие точки зрения на характер языческих верований у славян:

· Афанасьев – верования олицетворяли силы природы.

· Ключевский – все божества делятся на две части: те, которые отражают природные силы, и которые олицетворяют предков.

· Знойко выдвинул космогонический подход – божества отражают представления древних славян и строении Вселенной (отождествление с небесными светилами).

· Рыбаков (80-е гг.) – очень сложная мировоззренческая система, которая развивалась и формировалась на протяжении веков; выделяет 4 этапа: 1) славяне клали требы упырям и берегиням (верхний палеолит); 2) затем начали трапезу ставить роду и рожаницам (начало земледелия, культ рода к божества природы и плодородия); 3) поклонение Перуну, как главному богу (дружинно-княжеский культ, время становления государства); 4) после крещения тайно продолжается поклонение Перуну и другим божествам. Таким образом, эволюция происходит не путем замены, а путем наслаивания на новые.

Выделяются следующие боги: аграрный культ Рода и Рожаниц (энеолит, начало производящего земледельческого хозяйства); обособляется божество огня, Сварог; Род постепенно заменяется другими богами (Трибог – небо, Даждьбог – солнце, Перелмут – подземное царство); культ Велеса.

Характер святилищ. В VIII-IX вв. появляются межобщинные племенные святилища – состояли из площадки для идола, были окружены земляным валом, на вершине находился алтарь, под насыпью находились остатки кострищ (ритуальный характер). Святилище времен реформы Владимира (980 г.) – центральное святилище, где изображен высокий идол Перуна и поменьше пять божеств (Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Макошь). Перун являлся богом князя и дружины, Хорс и Даждьбог олицетворяли солнце (1 – небесное святило, 2 – солнечное святило), Стрибог это небо и ветер, Семаргл это крылатая собака, охраняющая посевы, Макошь это божественное женское начало, богиня плодородия и судьбы.

Реформа Владимира 980 г. должна была сделать богов, почитаемых разными племенами, общими для всей Руси – привлечение симпатий местных племен.

Значение крещения.

Советская историография (Греков Б. Д.) объясняла причины крещения Руси в традиционном характере – утверждение феодальной формации (отношения в экономике и политике вело к возникновению государства, а идеологии не существовало) и, как следствие, увеличение регулирующей функции религии.

Фроянов – реформы были направлены на усиление власти киевского князя, на поддержку его господства над племенами. Т.о., принятие христианства не прогрессивное явление, оно вводилось для сохранения старых племенных порядков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: