Развитие феодализма на Русь в конце XIII-XV вв

Города.

Монгольское нашествие оказало влияние на экономику – особенно на города.

Вторая половина XIII – начало XIV вв. это период глубокого их упадка, происходит аграризация (население не в силах зарабатывать торговлей и ремеслом, поэтому занимаются с/х), сокращается число жителей, количество городов уменьшилось в 2 раза. Преобладающим типом города становится вотчинный, т.е. лично принадлежащий феодалу (столицы удельных княжеств с очень небольшим торгово-ремесленным посадом, боярские замки, пограничные крепости).

Возрождение происходит со второй половины XIV в. Возникают торговые поселки, ремесленные слободы, торжки, посады старых городов, старые вотчинные города превращаются в государевы посады. К концу этого периода формируются новые городские сословия – купцы и посадские люди. Однако купеческих гильдий и ремесленных гильдий западно-европейского типа не сложилось в русских городах. Некоторые следы наблюдаются в Новгороде. Русский город не стал носителем буржуазных отношений, в отличие от Западной Европы. Причина – недостаточное развитие городов как торгово-ремесленных центров, политическое бесправие городских общин. Дело в том, что усиление экономической силы городов не успевало за усилением княжеской власти – города послемонгольского времени потеряли политическую самостоятельность и особое правовое положение собственного населения. Когда же города были восстановлены и увеличивается их экономическое значение, то было уже поздно.

Ремесло.

Ремесленные специальности после монгольского нашествия также обеднели – многие ремесла были уничтожены вместе с их носителями (прекращается передача опыта), например ювелирное искусство, каменное строительство, резьба по камню, стеклоделие. Ремесло домонгольского периода начинало уже выходить на уровень мелкотоварного производства – не на заказ, а на рынок. Нашествие же привело к уменьшению изделий (только на заказ). Лишь с середины XIV в. начинает расширяться ассортимент изделий, их количество и специализация ремесленных профессий. К концу XIV в. начинается чеканка собственной монеты. Ремесленное население было неоднородным – большая часть состояла из свободных людей (черные люди – горожане, на которых возложено «государево тягло»), вторую часть составляли лично зависимые ремесленники, которые принадлежали конкретным феодалам (жили в белых слободах или кварталах, принадлежащих их хозяевам, не платили налогов), третья часть это холопы (рабы, обслуживающие своих господ в их владениях).

Торговля.

Нашествие также нанесло удар по торговле. В домонгольское время село начинает втягиваться в товарно-денежные отношения. Возникает категория купцов, занимающаяся межрегиональной торговлей. С нашествием торговля приходит в упадок – снижается количество изделий, большая часть средств отвлекается на дань. Исключение составляет северо-западный регион (Псков и Новгород). Особенность торговли в XIV-XV вв. – товарная продукция обращается на местных рынках (торговля хлебом). Русское купечество в основном состоит их мелких торговцев. Торговые капиталы не переходят в сферу производства. Преобладает высокий удельный вес предметов лесного промысла (пушнина, воск, мед).


Земледелие.

Сельское хозяйство и земледелие сильного ущерба, в отличие от города, не понесли – деревни пострадали только в районе боев; происходит постепенный переход к паровой системе. К середине XV в. господствует трехполье (яровое, озимое и под пар). При сам 4 – 67 % уходило на внутреннее потребление, а остальное на выплату повинностей.

Феодальные отношения.

Класс феодалов понес значительные убытки – физическое уничтожение. Происходит резкий откат назад в развитии феодальных отношений. Во второй половине XIII-XIV вв. большая часть крестьян была лично свободна. Этот термин как раз и появляется в конце XIII в. (зависимый и свободный). Свободное население существует в рамках территории общины. Хозяйство велось индивидуально, а общие дела находятся в ведении общины. Лично свободные назывались черносошными (черные). Верховным собственником их земли являлся князь как глава государства, но крестьяне имели больше свобод в распоряжение землей. Черные крестьяне несли повинности в пользу государства – дань князю, корм наместнику и волостителю; участвовали в городовом деле (строительство укреплений), несли подводную повинность. Со второй половины XV в. появляется ямская повинность (строительство почт и предоставление лошадей). Черные земли территориально делились на волости и станы. Во главе волости стоял староста (соцкий – избирался на мирском сходе). В помощь ему избирались выборные. Староста и выборные представляли конкретные дела, а верховная власть принадлежала сходу. Черные земли и черносошные крестьяне принимали в нем активное участие.

Категории землевладения.

Дворцовые или домениальные земли и крестьяне – большая часть земли, во главе стоял дворецкий (неполнозависимый или свободный). Огромную роль играют холопы. Княжеское хозяйство состоит из собственно дворца, где работают холопы и вольные слуги. С конца XIV в. своих вольных слуг князь награждает землей => складывается система условного землевладения – появление поместная система. Тогда же появляется термин «дети боярские» - держатели таких земель. Княжеская дружина состоит из боевых холопов и детей боярских.

Боярское или вотчинное землевладение. Монгольское нашествие нанесло по нему сильный удар, поэтому его развитие происходит заново. Только к XIV в. вотчины известны повсеместно, хотя и не вытесняют свободные крестьянские общины. Хозяйство вотчины включало различные категории населения: 1) свободные крестьяне-общинники (несли оброк и барщину); 2) неполнозависимые; 3) холопы. Категории зависимого крестьянства: 1) «старожилы» (давно живущие в вотчине крестьяне, которые уже попали в феодальную зависимость); 2) «новоприходцы» – недавно пришли и пока свободны; 3) «закладники» - те, кто прибег к защите или покровительству вотчинника (патронат) взамен потери свободы; 4) «половники» - те, кто работают и отдают ½ своего урожая хозяину; 5) «бобыли» - занимаются ремеслом и торговлей, не имеют собственного хозяйства, но живут с сельской местности, не несли государева тягла, но платили бобыльский оброк. Рост вотчин происходит в XV в. в связи с увеличением запашки. В XIV-XV вв. основным источником дохода было крестьянское хозяйство, которое выплачивало оброк. Оброчная рента составляла 1/3 урожая. Помимо оброка крестьяне несли ряд повинностей – повозная, ремонтная, заготовка кормов для скота, лесные. Связь крестьян с хозяйством происходит через «ключника» - собиратель оброка, который следил за производственными работами, взимал долги. В Новгородской и псковской землях и к северу от Волги присутствовала следующая тенденция – на протяжении XV в. происходит постепенный переход от натуральной ренты к денежной, минуя отработку. Это было связано с развитием товарно-денежных отношений. В северо-западной Руси земли не давали больших доходов. Однако с конца XV в., по наблюдению А. А, Зимина и В. Б. Кобрина, здесь усиливается переход к отработочной ренте, барщине. Это было связано с утверждением и развитием поместной системы – владельцы поместий располагали небольшим количеством земли и крестьян, а было необходимо увеличить доход => хозяин начинает выступать в качестве торговца. Большое место занимает холопский труд, который имел большое значение в экономике (вотчине). Холопы делились на дворцовых слуг и страдных (пашенные). Основная масса их являлась наследственными.

Духовное землевладение. В домонгольский период – мало. Представляло собой подсобное монастырское или епископское хозяйство. Благодаря политике монголов и поддержке князей с середины XIV в. идет ускоренный прирост церковного землевладения. Появляется новый тип монастырей с крупным земельным фондом и хозяйством, основанным на труде зависимых крестьян. Пути развития землевладения – княжеские пожалования в обмен на поддержку (было много фальсификаций); вклады по «по душе» или духовные завещания; обмен земли и покупка. Монастырские, епископские и митрополичьи кафедры активно торговали хлебом, продуктами лесного промысла. Северные монастыри – соль и ростовщичество. Церковь становится важным источником экономических отношений. В городах церковь владела дворами и слободами с зависимым населением, даже некоторые города (Алексин на Оке) находились в полной собственности. Княжеская власть предоставляла церкви иммунитеты (освобождение от таможенных сборов), судебные привилегии (право суда над населением земли, которая принадлежала его двору). В распоряжении церковной власти не было холопов – в основном зависимые крестьяне, но именно здесь барщина имела наибольшее распространение (необходимость в товарных запасах). К середине XV в. княжеская власть делает попытки ограничить иммунитеты церкви. Однако параллельно происходят попытки ограничить свободу крестьянского перехода в монастыри.

Для XIV-XV вв. характерен быстрый рост феодального землевладения путем поглощения свободных земель. XV в. заканчивается первым законодательным актом (Судебник Ивана III), ограничивающим свободу перехода крестьян, за переход устанавливалась плата (рубль).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: