Города.
Монгольское нашествие оказало влияние на экономику – особенно на города.
Вторая половина XIII – начало XIV вв. это период глубокого их упадка, происходит аграризация (население не в силах зарабатывать торговлей и ремеслом, поэтому занимаются с/х), сокращается число жителей, количество городов уменьшилось в 2 раза. Преобладающим типом города становится вотчинный, т.е. лично принадлежащий феодалу (столицы удельных княжеств с очень небольшим торгово-ремесленным посадом, боярские замки, пограничные крепости).
Возрождение происходит со второй половины XIV в. Возникают торговые поселки, ремесленные слободы, торжки, посады старых городов, старые вотчинные города превращаются в государевы посады. К концу этого периода формируются новые городские сословия – купцы и посадские люди. Однако купеческих гильдий и ремесленных гильдий западно-европейского типа не сложилось в русских городах. Некоторые следы наблюдаются в Новгороде. Русский город не стал носителем буржуазных отношений, в отличие от Западной Европы. Причина – недостаточное развитие городов как торгово-ремесленных центров, политическое бесправие городских общин. Дело в том, что усиление экономической силы городов не успевало за усилением княжеской власти – города послемонгольского времени потеряли политическую самостоятельность и особое правовое положение собственного населения. Когда же города были восстановлены и увеличивается их экономическое значение, то было уже поздно.
Ремесло.
Ремесленные специальности после монгольского нашествия также обеднели – многие ремесла были уничтожены вместе с их носителями (прекращается передача опыта), например ювелирное искусство, каменное строительство, резьба по камню, стеклоделие. Ремесло домонгольского периода начинало уже выходить на уровень мелкотоварного производства – не на заказ, а на рынок. Нашествие же привело к уменьшению изделий (только на заказ). Лишь с середины XIV в. начинает расширяться ассортимент изделий, их количество и специализация ремесленных профессий. К концу XIV в. начинается чеканка собственной монеты. Ремесленное население было неоднородным – большая часть состояла из свободных людей (черные люди – горожане, на которых возложено «государево тягло»), вторую часть составляли лично зависимые ремесленники, которые принадлежали конкретным феодалам (жили в белых слободах или кварталах, принадлежащих их хозяевам, не платили налогов), третья часть это холопы (рабы, обслуживающие своих господ в их владениях).
Торговля.
Нашествие также нанесло удар по торговле. В домонгольское время село начинает втягиваться в товарно-денежные отношения. Возникает категория купцов, занимающаяся межрегиональной торговлей. С нашествием торговля приходит в упадок – снижается количество изделий, большая часть средств отвлекается на дань. Исключение составляет северо-западный регион (Псков и Новгород). Особенность торговли в XIV-XV вв. – товарная продукция обращается на местных рынках (торговля хлебом). Русское купечество в основном состоит их мелких торговцев. Торговые капиталы не переходят в сферу производства. Преобладает высокий удельный вес предметов лесного промысла (пушнина, воск, мед).
Земледелие.
Сельское хозяйство и земледелие сильного ущерба, в отличие от города, не понесли – деревни пострадали только в районе боев; происходит постепенный переход к паровой системе. К середине XV в. господствует трехполье (яровое, озимое и под пар). При сам 4 – 67 % уходило на внутреннее потребление, а остальное на выплату повинностей.
Феодальные отношения.
Класс феодалов понес значительные убытки – физическое уничтожение. Происходит резкий откат назад в развитии феодальных отношений. Во второй половине XIII-XIV вв. большая часть крестьян была лично свободна. Этот термин как раз и появляется в конце XIII в. (зависимый и свободный). Свободное население существует в рамках территории общины. Хозяйство велось индивидуально, а общие дела находятся в ведении общины. Лично свободные назывались черносошными (черные). Верховным собственником их земли являлся князь как глава государства, но крестьяне имели больше свобод в распоряжение землей. Черные крестьяне несли повинности в пользу государства – дань князю, корм наместнику и волостителю; участвовали в городовом деле (строительство укреплений), несли подводную повинность. Со второй половины XV в. появляется ямская повинность (строительство почт и предоставление лошадей). Черные земли территориально делились на волости и станы. Во главе волости стоял староста (соцкий – избирался на мирском сходе). В помощь ему избирались выборные. Староста и выборные представляли конкретные дела, а верховная власть принадлежала сходу. Черные земли и черносошные крестьяне принимали в нем активное участие.
Категории землевладения.
Дворцовые или домениальные земли и крестьяне – большая часть земли, во главе стоял дворецкий (неполнозависимый или свободный). Огромную роль играют холопы. Княжеское хозяйство состоит из собственно дворца, где работают холопы и вольные слуги. С конца XIV в. своих вольных слуг князь награждает землей => складывается система условного землевладения – появление поместная система. Тогда же появляется термин «дети боярские» - держатели таких земель. Княжеская дружина состоит из боевых холопов и детей боярских.
Боярское или вотчинное землевладение. Монгольское нашествие нанесло по нему сильный удар, поэтому его развитие происходит заново. Только к XIV в. вотчины известны повсеместно, хотя и не вытесняют свободные крестьянские общины. Хозяйство вотчины включало различные категории населения: 1) свободные крестьяне-общинники (несли оброк и барщину); 2) неполнозависимые; 3) холопы. Категории зависимого крестьянства: 1) «старожилы» (давно живущие в вотчине крестьяне, которые уже попали в феодальную зависимость); 2) «новоприходцы» – недавно пришли и пока свободны; 3) «закладники» - те, кто прибег к защите или покровительству вотчинника (патронат) взамен потери свободы; 4) «половники» - те, кто работают и отдают ½ своего урожая хозяину; 5) «бобыли» - занимаются ремеслом и торговлей, не имеют собственного хозяйства, но живут с сельской местности, не несли государева тягла, но платили бобыльский оброк. Рост вотчин происходит в XV в. в связи с увеличением запашки. В XIV-XV вв. основным источником дохода было крестьянское хозяйство, которое выплачивало оброк. Оброчная рента составляла 1/3 урожая. Помимо оброка крестьяне несли ряд повинностей – повозная, ремонтная, заготовка кормов для скота, лесные. Связь крестьян с хозяйством происходит через «ключника» - собиратель оброка, который следил за производственными работами, взимал долги. В Новгородской и псковской землях и к северу от Волги присутствовала следующая тенденция – на протяжении XV в. происходит постепенный переход от натуральной ренты к денежной, минуя отработку. Это было связано с развитием товарно-денежных отношений. В северо-западной Руси земли не давали больших доходов. Однако с конца XV в., по наблюдению А. А, Зимина и В. Б. Кобрина, здесь усиливается переход к отработочной ренте, барщине. Это было связано с утверждением и развитием поместной системы – владельцы поместий располагали небольшим количеством земли и крестьян, а было необходимо увеличить доход => хозяин начинает выступать в качестве торговца. Большое место занимает холопский труд, который имел большое значение в экономике (вотчине). Холопы делились на дворцовых слуг и страдных (пашенные). Основная масса их являлась наследственными.
Духовное землевладение. В домонгольский период – мало. Представляло собой подсобное монастырское или епископское хозяйство. Благодаря политике монголов и поддержке князей с середины XIV в. идет ускоренный прирост церковного землевладения. Появляется новый тип монастырей с крупным земельным фондом и хозяйством, основанным на труде зависимых крестьян. Пути развития землевладения – княжеские пожалования в обмен на поддержку (было много фальсификаций); вклады по «по душе» или духовные завещания; обмен земли и покупка. Монастырские, епископские и митрополичьи кафедры активно торговали хлебом, продуктами лесного промысла. Северные монастыри – соль и ростовщичество. Церковь становится важным источником экономических отношений. В городах церковь владела дворами и слободами с зависимым населением, даже некоторые города (Алексин на Оке) находились в полной собственности. Княжеская власть предоставляла церкви иммунитеты (освобождение от таможенных сборов), судебные привилегии (право суда над населением земли, которая принадлежала его двору). В распоряжении церковной власти не было холопов – в основном зависимые крестьяне, но именно здесь барщина имела наибольшее распространение (необходимость в товарных запасах). К середине XV в. княжеская власть делает попытки ограничить иммунитеты церкви. Однако параллельно происходят попытки ограничить свободу крестьянского перехода в монастыри.
Для XIV-XV вв. характерен быстрый рост феодального землевладения путем поглощения свободных земель. XV в. заканчивается первым законодательным актом (Судебник Ивана III), ограничивающим свободу перехода крестьян, за переход устанавливалась плата (рубль).