Русское государство в конце XV в

В результате деятельности Ивана III было создано мощное государство. Объединение было достигнуто военной силой – особая роль военного фактора. Войска участвовали в походах 2-3 раза в год, что влекло за собой проблему содержания этого войска. Натуральное хозяйство не могло решить данный вопрос путем денежного содержания => выходом становится поместная система, т.е. раздача земель в условное владение на время военной службы. Нехватка земли – агрессивность и периодические кризисы (Скрынников Р. Г.). Уже в 1478 г. начинается раздача монастырских земель служилым людям. В 1483-84 гг. – начинается массовая конфискация земель в Новгороде. Собственники земель переселяются в другие земли, где получают землю в поместье на основе несения службы. Заканчивается реформа в 1487-88г. – земли Новгорода отошли государству и составили резерв для раздачи (Новгородская поместная реформа). Т. О., всё частное земельное владения было ликвидировано = образование крупного фонда государственной земельной собственности => расширение слоя служилых людей = усиление военной мощи государства. Была создана система служилого землевладения. Если ранее – земельная вотчина, то теперь – поместье. Вмешательство государства во владельческие права вотчинников стало постоянным явлением. Важным инструментом усиления власти стала иммунитетная политика (последовательное ограничение).

Символом единого государства было принятие Судебника 1497 г. – установление единых норм судебных процедур по гражданским и уголовным делам, единая система пошлин за судебный процесс. На суде обязательно должны были присутствовать дьяки (чиновники) – свидетельствовало о возросшей роли великокняжеской канцелярии и увеличении роли письменных процедур. Зафиксировано 3 уровня суда: 1) суд волостелей (низший), 2) суд бояр и окольничьих; 3) суд великого князя и его детей. Суд мог разбирать и земельные тяжбы. Приведены в единообразие сроки подачи жалоб – 3 года для частных лиц, 6 лет для великокняжеских земель. Впервые установлен единый срок перехода крестьян к другому хозяину – за неделю до и после Юрьева дня (26 ноября). Крестьяне должны были выплатить пожилое в качестве компенсации за каждые 4 года.

Организация власти оставалась такой же, как и в середине XV в. Высший совещательный орган – Б.Д. (бояре и окольничьи), властные полномочия не были дифференцированы. Не смотря на разделение Дворца и Двора, дворцовые и черносошные земли слуги князя играли большую роль в управлении государством – тем самым была создана система противовеса. Этому способствовала система, когда для управления вновь присоединенными княжествами создавались областные дворцы, где руководили дворцовые слуги князя. Аппарат дворца и казны составляли дьяки (около 60). Формируется система местничества – занятие высших должностей. Причина – зависимость от родовитости => соперничество между старомосковским боярством и новыми из числа бывших служилых князей (стояли по статусу выше). Сначала местничество носило служилый характер – на первом месте стояла давность службы великому князю, а затем шла родовитость и система старшинства внутри своего рода (стабильность в занятии должностей). В начале 70-х гг. появляются первые признаки существования постоянных учреждений – ведомств. Это касалось, прежде всего, посольской службы. В летописях имеются точные даты нахождения послов, что свидетельствует о существовании специальных посольских книг и посольских служб. Существует и точная документация военных походов – военное ведомство.

В литературе существует дискуссия по вопросу об определении характера этого государства.

Ø Черепнин Л. В. – централизованное государство (официальная точка зрения).

Ø Зимин А. А. (переосмыслил этот термин) – не следует переоценивать степень централизации государства Ивана III. В политическом строе до середины XVI в. еще сохраняются черты раздробленности: 1) сохранение удельной системы, хотя и на новых основаниях (удельные князья обладали большим комплексом прав – собирали налоги, выдавали иммунитеты, имели собственные боярские думы, собственное войско); 2) присоединенными землями управляли дворцы, т.е. они не сливались с остальными землями, только позднее была введена уездная система. В Новгороде сохранились низшие административные должности (кончанские старосты), чеканка собственных монет (новгородка), новгородский наместник мог вступать в отношения с иностранными державами; 3) сохранение внутренней таможни, т.е. говорить о свободном передвижении товаров нельзя; 4) церковь сохраняет свое обособленное положение (1/3 земель принадлежала церкви, а население подвергалось только церковному суду). Т. О., не было централизации, лишь начальный период («единое государство»).

К концу XV в. официальным титулом становится «великий князь всея Руси и всех земель». Т.о., создается огромное государство, новая эра, термин «Россия» употребляется все чаще.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: