Государственные доходы определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении своих задач и выполнении соответствующих функций.
Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, разнообразны. Для их классификации используют различные критерии.
В науке финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные идецентрализованные.
При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственно
ста: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8
Конституции РФ). По территориальному признаку государственные централизован ные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъек тов федерации.
По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою оче редь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.
|
|
3. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, федерального и территориальных фондов медицинского страхования).
К децентрализованным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
Неналоговые платежи относятся к государственным доходам,
поступающим на обязательной основе. Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступления. К неналоговым доходам
относятся:
платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);
доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства, и т. д.);
поступления от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации.
|
|
Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих государственные доходы, составляет раздел Особенной части фи
маисового права РФ, который именуется "Правовое регулирова-ниегосударственных доходов.
Ведущим институтом раздела является налоговое право РФ,
нормы которого регламентируют порядок установления и взимания налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные вне
бюджетные фонды.
Кроме налогового права РФ, раздел "Правовое регулирование государственных доходов" объединяет еще четыре института:
финансово-правовые нормы, регламентирующие отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей (дивиденды от участия в капитале, доходы от продажи и аренды государственного и муниципального имущества, доходы от приватизации и др.);
финансово-правовые нормы, устанавливающие порядок и формы мобилизации в бюджеты заемных средств;
правовые основы формирования децентрализованных финансовых ресурсов государства (ресурсов государственных и муниципальных предприятий);
правовые основы образования страховых фондов государства.