Начало правовому регулированию воздушных полетов было положено принятием в конце XVIII - начале XIX вв. рядом государств (Франция, Германия, Великобритания и др.) внутренних национальных актов, регулирующих полеты воздушных шаров.
В настоящее время правовую базу международного воздушного права составляют целый ряд многосторонних и двусторонних соглашений, регулирующих порядок использования воздушного пространства и актов ИКАО. Использование суверенного воздушного пространства осуществляется в соответствии с нормами национального законодательства государств с учетом принятых ими на себя международных обязательств.
В Республике Беларусь действуют:
- Воздушный кодекс от 16 мая 2006 г.;
- Авиационные правила полетов в воздушном пространстве
Республики Беларусь от 1 июня 2004 г.;
- Авиационные правила регистрации гражданских воздушных
судов от 12 февраля 2008 г., утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 февраля 2008 г. № 5;
- Правила использования воздушного пространства Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г., утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1471.
|
|
2. 2 Многосторонние и двусторонние соглашения.
Многостороннее сотрудничество в области международного воздушного права осуществляется в следующих направлениях: организация воздушного пространства и управление воздушным движением, регулирование воздушных перевозок, обеспечение безопасности международной гражданской авиации.
Первым многосторонним документом в области международного воздушного права явилась Парижская конвенции по аэронавигации 1919 г. С 1919 по 1940 гг. был принят целый ряд региональных международных соглашений. Эти документы утратили впоследствии свою силу в связи с тем, что их участники заключили Чикагскую конвенцию 1944 г., ознаменовавшую начало нового периода в развитии международного сотрудничества в этой области. Первая часть Чикагской конвенции регулирует вопросы аэронавигации, вторая — устанавливает структуру и принципы деятельности ИКАО.
К настоящему моменту принято 15 поправок к Чикагской конвенции (в силу вступили 13). Большинство поправок носят процедурный характер, изменяя, например, число государств, представленных в Совете ИКАО (ст. 50) или периодичность созыва Ассамблеи ИКАО (ст. 48). Особое значение имеют поправки, предусматривающие дополнение Чикагской конвенции ст. 83 bis (принята 6 октября 1980 г., вступила в силу с 20 июня 1997 г.), и ст. 3 bis (принята 10 мая 1984 г., вступила в силу с 1 октября 1998 г.), которые регулируют вопросы аренды воздушного судна и налагают запрет на применение силы к гражданским воздушным судам — нарушителям суверенного воздушного пространства в полете. Республика Беларусь в марте 1996 г. ратифицировала 14 протоколов к Чикагской конвенции, включая ее дополнение ст. 83 bis и 3 bis.
|
|
На Чикагской конференции 1944 г. были приняты также так называемые соглашения о свободах воздуха: Соглашение о воздушном транспорте (Соглашение о пяти свободах воздуха) и Соглашение о международных транзитных воздушных сообщениях (Соглашение о двух свободах воздуха).
В рамках международного воздушного права огромное внимание уделяется регулированию международных воздушных перевозок. Основа правового регулирования данного блока вопросов была заложена принятием в 1929г. Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (вступила в силу 13 марта 1933 г., 152 участника, вступила в силу для Республики Беларусь с 25 декабря 1959 г.), которая касается перевозки людей, грузов и багажа. Варшавская конвенция закрепляет требования, предъявляемые к перевозочной документации, и принципы ответственности перевозчика.
Для обеспечения прав лиц, не принимавших участие в воздушных перевозках, но пострадавших в результате них, в 1952 г. была принята Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности (Римская конвенция, вступила в силу 4 февраля 1958 г., 49 участников, Республика Беларусь не участвует).
23 сентября 1978 г. принят Монреальский протокол к Римской конвенции 1952 г. (вступил в силу 25 июля 2002 г., 12 участников, Республика Беларусь подписала, но не ратифицировала), который предусматривает повышение предела ответственности. Несколько раньше (в 1948 г.) заключена Конвенция о признании прав на воздушное судно (вступила в силу 17 сентября 1953 г., 89 участников, Республика Беларусь не участвует). 28 мая 1999 г. принята Конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция, вступила в силу 4 ноября 2003 г., 87 участников, Беларусь не участвует), объединившая принципы ответственности, закреплённые в документах Варшавской и Римской систем.
Борьба с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации регулируется целым рядом соглашений. В настоящее время приняты и действуют: Конвенция о правонарушениях на борту воздушного судна от 14.09. 1963г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12. 1970г. (Надя Курченко – отец и сын угнали самолёт ТУ-144 в Турцию, где она, защищая пассажира погибла); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах от 24.02. 1988г. и другие.
В целях укрепления доверия и обеспечения безопасности между государствами бывших восточного и западного блока 24.03. 2002г. был подписан Договор по открытому небу. Договор предусматривал возможность наблюдательных полётов над территорией других государств-участников в пределах установленной квоты, с использованием средств наблюдения.
Правовой режим воздушного пространства над территорией государств-участников СНГ регулируется Соглашением о гражданской авиацией и использованием воздушного пространства от 30.12. 1991г.
Для эксплуатации воздушного пространства решающее значение имеют двустороннее соглашение. На 2009г. Беларусь заключила таких соглашений более30, на 2012г. –