Источники международного воздушного права

Начало правовому регулированию воздушных полетов было положено принятием в конце XVIII - начале XIX вв. рядом государств (Франция, Германия, Великобритания и др.) внут­ренних национальных актов, регулирующих полеты воздуш­ных шаров.

В настоящее время правовую базу международного воздушного права составляют целый ряд многосторонних и двусторонних соглашений, регулирующих порядок использо­вания воздушного пространства и актов ИКАО. Использова­ние суверенного воздушного пространства осуществляется в соответствии с нормами национального законодательства государств с учетом принятых ими на себя международных обязательств.

В Республике Беларусь действуют:

- Воздушный кодекс от 16 мая 2006 г.;

- Авиационные правила полетов в воздушном пространстве
Республики Беларусь от 1 июня 2004 г.;

- Авиационные правила регистрации гражданских воздушных
судов от 12 февраля 2008 г., утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 февраля 2008 г. № 5;

- Правила использования воздушного пространства Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г., утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1471.

2. 2 Многосторонние и двусторонние соглашения.

Многостороннее сотрудничество в области международного воздушного права осуществляется в следующих направлени­ях: организация воздушного пространства и управление воз­душным движением, регулирование воздушных перевозок, обес­печение безопасности международной гражданской авиации.

Первым многосторонним документом в области междуна­родного воздушного права явилась Парижская конвенции по аэронавигации 1919 г. С 1919 по 1940 гг. был принят целый ряд региональных международных соглашений. Эти докумен­ты утратили впоследствии свою силу в связи с тем, что их участники заключили Чикагскую конвенцию 1944 г., ознаме­новавшую начало нового периода в развитии международного сотрудничества в этой области. Первая часть Чикагской кон­венции регулирует вопросы аэронавигации, вторая — устанав­ливает структуру и принципы деятельности ИКАО.

К настоящему моменту принято 15 поправок к Чикагской конвенции (в силу вступили 13). Большинство поправок носят процедурный характер, изменяя, например, число государств, представленных в Совете ИКАО (ст. 50) или периодичность созыва Ассамблеи ИКАО (ст. 48). Особое значение имеют по­правки, предусматривающие дополнение Чикагской конвенции ст. 83 bis (принята 6 октября 1980 г., вступила в силу с 20 июня 1997 г.), и ст. 3 bis (принята 10 мая 1984 г., вступи­ла в силу с 1 октября 1998 г.), которые регулируют вопросы аренды воздушного судна и налагают запрет на применение силы к гражданским воздушным судам — нарушителям суве­ренного воздушного пространства в полете. Республика Бела­русь в марте 1996 г. ратифицировала 14 протоколов к Чикаг­ской конвенции, включая ее дополнение ст. 83 bis и 3 bis.

На Чикагской конференции 1944 г. были приняты также так называемые соглашения о свободах воздуха: Соглашение о воздушном транспорте (Соглашение о пяти свободах воздуха) и Соглашение о международных транзитных воздушных сооб­щениях (Соглашение о двух свободах воздуха).

В рамках международного воздушного права огромное вни­мание уделяется регулированию международных воздушных перевозок. Основа правового регулирования данного блока вопросов была заложена принятием в 1929г. Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся меж­дународных воздушных перевозок (вступила в силу 13 марта 1933 г., 152 участника, вступила в силу для Республики Бела­русь с 25 декабря 1959 г.), которая касается перевозки людей, грузов и багажа. Варшавская конвенция закрепляет требова­ния, предъявляемые к перевозочной документации, и принци­пы ответственности перевозчика.

Для обеспечения прав лиц, не принимавших участие в воздушных перевозках, но пострадавших в результате них, в 1952 г. была принята Конвенция о возмещении вреда, причи­ненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности (Римская конвенция, вступила в силу 4 февраля 1958 г., 49 участников, Республика Беларусь не участвует).

23 сентября 1978 г. принят Монреальский протокол к Рим­ской конвенции 1952 г. (вступил в силу 25 июля 2002 г., 12 участников, Республика Беларусь подписала, но не ратифи­цировала), который предусматривает повышение предела от­ветственности. Несколько раньше (в 1948 г.) заключена Кон­венция о признании прав на воздушное судно (вступила в силу 17 сентября 1953 г., 89 участников, Республика Беларусь не участвует). 28 мая 1999 г. принята Конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Мон­реальская конвенция, вступила в силу 4 ноября 2003 г., 87 участников, Беларусь не участвует), объединившая принципы ответственности, закреплённые в документах Варшавской и Римской систем.

Борьба с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации регулируется целым рядом соглашений. В настоящее время приняты и действуют: Конвенция о правонарушениях на борту воздушного судна от 14.09. 1963г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12. 1970г. (Надя Курченко – отец и сын угнали самолёт ТУ-144 в Турцию, где она, защищая пассажира погибла); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах от 24.02. 1988г. и другие.

В целях укрепления доверия и обеспечения безопасности между государствами бывших восточного и западного блока 24.03. 2002г. был подписан Договор по открытому небу. Договор предусматривал возможность наблюдательных полётов над территорией других государств-участников в пределах установленной квоты, с использованием средств наблюдения.

Правовой режим воздушного пространства над территорией государств-участников СНГ регулируется Соглашением о гражданской авиацией и использованием воздушного пространства от 30.12. 1991г.

Для эксплуатации воздушного пространства решающее значение имеют двустороннее соглашение. На 2009г. Беларусь заключила таких соглашений более30, на 2012г. –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: