Глава 1. Методологические основы организационного поведения

История развития знаний о поведении человека

Традиционно в российской науке о человеке исследование поведения связывают с именами В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Именно они впервые заговорили о необходимости сделать поведение предметом специального научного изучения.

Поведение – это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

В.М.Бехтерев был инициатором создания профконсультационной службы в 20-е годы, он же предложил и обосновал необходимость развития новых научных направлений – рефлексологии и эргологии. Рефлексология мыслилась как развитие идей И.М.Сеченова об изучении поведения и деятельности человека. Всякий труд предполагалось изучать на разных уровнях: физическом, биологическом и социальном.

За рубежом поведенческий аспект человека изучали бихевиористы (бихевиоризм – направление в американской психологии, рассматривающее психику прежде всего как совокупность различных форм поведения, которое, в свою очередь, представляет собой совокупность реакций организма на стимулы внешней среды). У истоков бихевиористского направления стояли Э.Торндайк, Д.Уотсон, А.Вейс,Б.Скиннер.

В нашей стране в последние десятилетия наиболее употребляемым термином для обозначения целенаправленной активности человека стало понятие деятельности. Ученые тщательно подчеркивали различие между понятиями «поведение» и «деятельность». Они подчеркивали, что в отличие от поведения деятельность всегда носит осознанный характер. Ведущим методологическим принципом советской психологии был принцип единства сознания и деятельности.

Расширение круга изучаемых проблем, связанных с поведением человека в процессе труда, привело к возникновению новой психологической дисциплины – организационной психологии.

Организационная психология – прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации(1, с.16).

В нашей стране организационное поведение появилось как синтез социальных, психологических и экономических знаний, позволяющих решать проблемы управления организацией. Данное направление получило отражение в работах А.Г.Агабегяна, О.С.Виханского, Ю.Д.Красовского.

Вместе с тем ряд отечественных психологов не рассматривает организационное поведение как науку, оставляя право на существование ее как учебной дисциплины (2).

В США и некоторых европейских странах организационное поведение признано научной дисциплиной, обладающей своим научным понятийным аппаратом, собственными научными методами исследования, концепциями, позволяющими проводить научный анализ на самых разных уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: