Действенная система стимулирования качественного и эффективного труда государственных служащих сочетается с установлением их строгой юридической ответственности за недобросовестное выполнение служебных обязанностей, за ущемление прав граждан, за любые другие нарушения законности и государственной дисциплины.
Юридическая ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных действующим законодательством, за совершенные ими правонарушения. Законодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности государственных служащих: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная.
Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т. е. виновное нарушение правил, уставов, обязанностей и т.д. службы, в частности трудовой дисциплины. Законодательством установлены три вида дисциплинарной ответственности служащих:
1. впорядке подчиненности;
2. в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде министерств, ведомств;
|
|
3. в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга перечнем взысканий, порядком их наложения и обжалования.
Административная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью.
Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение должностных преступлений. В УК Республики Беларусь выделены их следующие составы: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.
Материальная ответственность государственных служащих наступает в случае нанесенных их служебными действиями материального ущерба государству.
Возмещение ущерба может производиться в административном или судебном порядке. Служба прекращается по основаниям, предусмотренным законодательством. Она может прекращаться в соответствии с личным заяв-лением служащего об увольнении с государственной службы.
Основаниями прекращения службы по инициативе руководителя государственного органа считаются: достижение служащим предельного возраста на государственной службе; прекращение гражданства Республики Беларусь; истечение срока действия контракта; неизбрание (для выборных должностей) на новый срок; отставка; ликвидация должности и др