Процессы памяти. Сами процессы памяти проходят три этапа

Сами процессы памяти проходят три этапа:

1) Запоминание - происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее

2) Сохранение - Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека.

3) Воспроизведение - Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и передача в оперативную

4) Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запомнить и вспомнить постепенно идёт на убыль.

5) Повторение – одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти различают:

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

А) Двигательная - запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

Б) Эмоциональная (впервые ввёл К.С. Станиславский) - прочно сохраняет пережитые человеком чувства

В) Смысловая (словесная) - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов

Г)Образная - позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

2) По характеру целей деятельности:

А)Непроизвольная –запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека).

Б)Произвольная - запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания).

3)По продолжительности сохранения и закрепления материала:

А)Кратковременная - очень краткое сохранение материала после одного краткого очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала. (Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта).

Б)Оперативная – вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.(Чтение, списывание).

В)Долговременная – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.(Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний).

2. Принцип сознательности и творческой активности учащихся

а) сознательное отношение к учебе учащихся;

б) проявление активности в овладении знаниями, что обеспечивает глубокое понимание ими изучаемых предметов и явлений;

в) а также формирование умений применять теоретические знания на практике.

Принципу сознательности в обучении придавали большое значение педагоги прошлого А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

В настоящее время в нашей отечественной школе принципу сознательности и активности в обучении придается столь существенное значение.

Принцип сознательности в обучении предусматривает:

а) понимание учениками целей своего учения, и задач, стоящих перед ними в учебной работе, стремление к их выполнению, а отсюда сознательное и активное отношение к учению;

б) знание путей и средств осуществления искомых целей;

в) глубокое понимание фактов и закономерностей науки, переработки учебного материала в сознании школьника;

г) активное усвоение знаний и сознательное творческое их применение. Без переработки учебного материала в сознании нельзя развить мысль, обогатиться знаниями и выработать взгляды, убеждения, основы научного мировоззрения.

Понятия «знания» и «убеждения» не тождественны. Знания автоматически не становятся убеждениями. Убеждения надо вырабатывать, и вырабатываются они в разных видах деятельности.

Сознательность учащихся в обучении не отделима от их активности. Высокая познавательная активность учащихся — решающее условие в сознательном усвоении знаний.

Для этого учитель в ходе всего учебного процесса — при изложении нового материала, при опросе, повторении и закреплении, выполнении заданий, но самостоятельному усвоению знаний и т.д. — ставит перед учащимися задачи и вопросы, побуждающие их к размышлению, проводит сравнение, противопоставляет разные точки зрения, раскрывает причинные связи, приводит местный (локальный) материал и таким путем подводит к ответу.

Сознательное усвоение знаний требует понимания отношений между единичными фактами и научных обобщений, умение устанавливать связи между единичными явлениями и общими законами с помощью логических операций анализа и синтеза, умения пользоваться этими операциями, сравнивать и сопоставлять отдельные явления, выделять существенное и характерное, находить общие черты, формировать понятия и формулировать их.

3. Гуманистическая психология об основных положениях личности.

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ -одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в ту пору "мира и любви" был горячо встречен.
Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической связано с именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.
Психология гуманистическая противопоставила себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней - устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения "идеального Я". Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания коего призвана поддержать особая форма психотерапии - "терапии, центрирований на клиенте"; это означает трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, где клиенту легче организовать свой внутренний, "феноменальный" мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования - "экзистенции".
На базе психологии гуманистической строятся некоторые направления психотерапии и педагогика гуманистическая.
Основные методологические положения психологии гуманистической:
1) человек должен изучаться в его целостности;
2) ценны не только общие, но и индивидуальное случаи: каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
3) человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
5) человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;
6) человек не детерминирован только внешними ситуациями - он обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, коими руководствуется в выборах;
7) человек - активное, интенциональное, творческое существо.
Гуманистический подход дальше других отходит от психологии научной, отводя главную роль личному опыту человека. Соответственно, главная претензия, предъявляемая гуманистам, - в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть в самом деле.
Индивидуальность рассматривается как интегративное целое - в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека. В отличие от психоанализа классического утверждается, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Согласно А. Маслоу, самая универсальная человеческая характеристика - креативность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Подчеркивается интерес к психологически здоровой личности: прежде, чем анализировать болезнь, нужно знать, что такое здоровье (в психоанализе - обратный путь).
В целом психология гуманистическая не представляет единой теории - ее объединяют некие общие положения и "личностная" ориентация в терапевтической и педагогической практике. Одно из ответвлений психологии гуманистической - психология экзистенциальная.
Согласно А. Маслоу - воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует появлению и удовлетворению потребностей более высокого уровня.
Потребности человеку "заданы" и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:
5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности. 4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением. 3: Потребности, связанные с любовью и приятием - в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым. 2: Потребности, связанные с безопасностью - в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения. 1: Базовые физиологические потребности.
Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять и тем более индивидуален он будет.
На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие - менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некие из потребностей более низкого "блокированы".
Человек, вышедший на уровень самоактуализации - личность самоактуализуемая - оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков Как зависть, злоба, цинизм и прочее, не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму; отличается высокой самооценкой, принимает других и природу, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана, склонен к переживанию "пиковых чувств" типа вдохновения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: