Профессионально-ролевая позиция педагога. учитель-исследователь

Активные процессы социальных преобразований в стране требуют инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений, к духовно-ценностному преобразованию себя и обучаемых, к самостоятельному самоопределению, к организации образовательного процесса, способствующего жизненной самореализации обучающихся, то есть, учителя нового поколения – учителя - исследователя.

Размышляя над миссией учителя «Нашей новой школы», вспомнилась недавно прочитанная фраза В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» (1, с.70). Где найти эту счастливую тропинку? Кто он учитель-исследователь?

На современном этапе развития общества, характеризующемся процессами демократизации, интеграции культур, усилением позиции России в мировом пространстве, реформированием системы образования, изменением структуры и содержания деятельности образовательных учреждений в соответствии с запросами постоянно обновляющегося рынка образовательных услуг необходим «новый» учитель. Общество заинтересовано в педагоге, отчетливо видящем смысл и цель своей деятельности, ориентированном на реализацию идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучаемых.

По результатам анкетирования учащихся, родителей нашей школы, жителей микрорайона 75% респондентов считают, что учитель - исследователь занимается практической и исследовательской деятельностью, направленной на научный поиск путей и способов совершенствования образования, обладает высоким уровнем профессиональной компетентности, активно включается в инновационные процессы,

имеет яркую творческую индивидуальность, собственную философско-педагогическую позицию, отличается чувством ответственности, способен созидать новое на основе глубокой любви к детям. Остальная четвертая часть опрошенных полагает, что этот педагог довольствуется узкими экспериментами и исследованиями в своем предметном поле.

На мой взгляд, учитель-исследователь характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием интеллектуального мышления, эрудиции, владеющего методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа, высокой инновационной готовностью. Его задача научить обучающегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации (по спирали):

я-самоизучение-самовоспитание-самообучение-самоутверждение-самоопределение-саморегуляция саморазвитие-самопознание-самоактуализация-самореализация.

Исследовательская работа педагогов и обучающихся – одна из непременных составляющих успешного развития образовательного учреждения инновационного типа. Этот тезис, однажды осознанный нашим общеобразовательным учреждением, заставил пересмотреть содержание деятельности методической службы школы и произвести необходимые преобразования в системе управления.

Создание условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, формирования их ключевых компетенций осуществляется через реализацию в школе программы «Одаренные дети», работу ШНОУ, организацию научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся, действие экспериментальных площадок областного уровня «Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях современной школы», «Общественно-активная школа: новое поколение».

За последние три года деятельность ОУ дала следующие положительные результаты:

разработаны и апробированы учебные и педагогические проекты;

ежегодно школьники принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и

творческих работ «Портфолио»;

учащиеся школы – победители и призеры областных научно - практических конференций школьников «Путь в науку», «Грани творчества»;

учащиеся школы – лауреаты Российского заочного конкурса «Первые шаги в науку», «Познание и творчество», обладатели дипломов I и II степени «Интеллект будущего» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально - творческий потенциал России» (г. Обнинск);

Intel-проект «Наибольшие и наименьшие значения величин» стал победителем областного конкурса

«Организация проектной деятельности в профильном обучении» (2009 год);

роект «Задачи оптимизации и математические модели» - призер III Международного конкурса

«Математика и проектирование» (2009 год);

VCT-проект «Страницы прошлого листая» стал победителем в региональном этапе и был представлен на федеральном этапе Всероссийского конкурса (2009 год);

Социальный проект «Без прошлого нет будущего» в областном конкурсе «Добровольческие молодежные проекты» выиграл грант для ухода за военно-мемориальным объектом (2009 год);

VCT-проект «Великая война. Великая Победа» стал лауреатом в региональном этапе Всероссийского конкурса. Данный проект посвящен изучению мужества и героизма земляков – на фронте и в тылу, которые защищали свою страну, приближая Великую Победу. Работая над проектом, обучающиеся изучали архивные материалы, документальную литературу, встречались с участниками Великой Отечественной войны. В результате проделанной работы они подготовили материалы для экспозиции, посвященной 65-летию Победы. Среди обучающихся 6-9 классов созданы волонтерские отряды для оказания помощи землякам-ветеранам и для ухода за военными мемориальными памятниками

(2010 год);

VCT-проект «Экология социума: проблемы, поиски, решения» - победитель регионального и федерального этапов Всероссийского конкурса, достойно представленный в Германии. Данный проект рассчитан на обучающихся 9, 11 классов. В ходе его реализации учащиеся выяснили актуальные проблемы Никифоровского района, используя математические методы теории принятия решений и методы социального проектирования (2010 год).

Работа по данным направлениям позволила обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, стала шагом к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Может быть, мы нашли эту «счастливую тропинку исследования»?! На мой взгляд, надо идти дальше, потому что не идти вперёд, значит идти назад. Учитель-исследователь – это новое качество педагога, который необходим современной школе и современному обществу. Быстро меняющийся мир ставит перед учителем задачу дать школьникам не только конкретную сумму знаний, но и эффективно создать мотивационную базу для осознанного восприятия этих знаний в ходе исследовательской и творческой деятельности, сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся.

Учитель-исследователь, владеющий методами научного познания мира, этому должен научить детей и коллег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: