Манипуляция — один из видов как делового, так и повседневного общения, с которым может сталкиваться каждый.
Под манипуляцией понимается скрытое управление сознанием и повелением человека, вил воздействия, применяемый в процессе общения.
Такой коварный прием используется для достижения одностороннею выигрыша путем побуждения партнера по общению к совершению определенных действий.
Манипуляция предполагает определенный уровень мастерства при се проведении. Манипуляция отличается от внешне схожих с ней форм психологического воздействия, таких как психотерапия, воспитание, социальное управление, в том числе производственное управление, следующими особенностями:
§ стремление к достижению одностороннего выигрыша:
§ скрытый характер психологического вторжения;
§ резкое расхождение между декларируемыми и истинными целями взаимодействия;
§ действие может осуществляться не только сознательно, целенаправленно, но и спонтанно,неосознанно.
Психологической основой манипуляций является свойство человеческой психики, известное как феномен внушения.
|
|
Привлекательность манипулятивных методов для некоторых современных руководителей связана с тем, что их применение дает менеджеру-манипулятору возможность получить видимость некоторых достижений:
§ достигается послушание работников при сохранении объективных противоречий между ними и собственником предприятия;
§ приглушаются острые конфликты между сотрудниками и руководством организации;
§ временно повышается вера в правильность решений руководства;
§ появляется возможность управлять предприятием без затраты времени и сил на убеждение сотрудников в правильности избранных целей и методов:
§ физические и интеллектуальные ресурсы работников оказываются полностью подчиненными интересам собственников и руководства.
Психологическая наука и современная социальная практика предлагают ряд общих рекомендаций для самозащиты от манипулятивных воздействий:
§ уяснить психологическую сущность манипуляционных приемов, паразитирующих на сложности, многомерности человеческой психики, включающей в себя не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющие. Эти компоненты человеческой психики, хотя и связаны, но могут функционировать независимо друг от друга: чувства иногда могут возобладать над разумом. Этим как раз и пользуются различного рода мошенники, манипуляторы.
§ составить для себя твердое убеждение в бесперспективности использования приемов манипуляции в управленческой деятельности. Конечно, эти приемы могут дать, как было показано выше, некоторые временные выгоды руководителю-манипулятору. Поэтому от соблазна их использования часто не могут устоять некоторые горе-руководители. Но эта тактика бесперспективна. В конечном счете она приведет к двоякому результату: или к утверждению в сознании сотрудников чувства глубокой апатии, безразличия к делу, или же. наоборот, к возмущению и активному протесту, бунту против подобного стиля руководства
|
|
§ и наконец, усвоить некоторые приемы психозащиты, чтобы самому не стать жертвой манипулятивной тактики.
Для этого прежде всего необходимо научиться распознавать попытки использовать манипулятивные техники, которые проявляются в слишком щедрых обещаниях, требовании немедленного принятия решения, убыстренном темпе речи и других свидетельствах психологического давления.
После обнаружения по этим признакам попыток манипулятивного воздействия следует так или иначе отложить принятие окончательного решения и в полученное таким образом дополнительное время без спешки, тщательно продумать целесообразность выдвигаемых предложений. И наконец, не вступая в дальнейшее обсуждение, — решительно отказаться от дальнейших контактов с манипулятором.
Важнейшей стороной делового общения, надежным средством противостояния манипуляциям различного рода является коммуникация, основанная на сборе и передаче объективной информации. На этом важнейшем компоненте общения следует остановиться подробнее.