Духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в

целостный военно-бюрократичес­кий аппарат и возглавляемой лидером» Для

тоталитарных режи­мов характерны следующие признаки: 1) насильственное

политическое господство группы "избранных", возглавляемой лидером; 2)

монополи­зация власти; 3) стремление к полному (тотальному) контролю над всей

жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельнос­ти; 4)

отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод

личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим

способом; б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право

этого режима на существование и являющиеся единственными и общеобязательными;

7) монополия на информацию; 8) применение насилия, террора как средства

внутренней политики; 9) ми­литаризация общества.

Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный англий­ским писателем и

публицистом Дж.Оруэллом в романе-антиутопии "1984",написанном.в. 1949 г, где

он изображает общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй.

Сталинский и гитлеровский ре­жимы - прототипы этого идеала.

Авторитарный режим - это власть авторитета или диктату­ра одного лица

(группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках

политического лидера или определенного органа; 2) без­раздельным господством

исполнительной власти; 3) определенными эле­ментами демократии ~ выборами,

парламентом и парламентской борь­бой, легальной оппозицией, поляризацией

политических сил и интере­сов; 4) вместе с тем парламент превращается в

совещательное учрежде­ние при главе государства, значительная часть его

назначается; 5) поли­тические права граждан и общественно-политических

организаций су­жены, не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое

по­ведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго

регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая вмешивается в

политический процесс; 7) личность строго подчинена авторитету.

Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов

правления и власти и обычно сочетаются: 1 Централизация влас­ти;

2)безапелляционный командный метод руководства; 3)безусловное повиновение.

Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли

правящего лица, подавление воли и свободы подчи­ненных и общества в целом.

Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в

различных странах Персии, Спарте, Германии и т.д. Его теория была впервые

разработана теорети­ками начала XIX века - французскими политическими

деятелями и публицистами Ж.де Ментром и Л.де Бональдом.

Демократический режим - форма государственного устрой­ства, при котором

осуществляется правление народа. Осно­вополагающие принципы демократии

- народовластие, равенство, свобо­да личности. Для демократических режимов

характерно избрание пред­ставительных органов государственной власти и местного

самоуправле­ния путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании;

строгое осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и

судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и свобод граждан и т.д.

Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по

различным критериям, На внешнем уровне, согласно юри­дически

институциональному критерию, ее тип определяется отношени­ями между

законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При

парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так

называемой парламентской республи­ке), а также - от избирательного процесса.

При президентском правле­нии глава государства избирается непосредственно

народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует

правительство и сам может его возглавить.

Демократические режимы определяют и различают не только структу­ры высших

институтов - макро уровней власти, но и политические структу­ры среднего

уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсою­зов, групп

давления и т.п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим -

результат творчества народных масс, пе­редовых представителей общества и его

руководства, степень прогрес­сивности и новаторства которого оценивается в

зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части

населения.

3. Основные направления развития политической системы Россий­ской Федерации

При рассмотрении третьего вопроса требуется охарактеризовать про­исходящие

изменения в политической сфере в России. В процессе ради­кальных реформ

произошел распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической

системы, осуществляется переход к плюралис­тической демократии.

Необходимо отметить, что демократический политический процесс в России

развивается неравномерно. Общество учится демократии. Но обучение демократии

- достаточно длительный исторический процесс. Демократия - не каприз, не

общественное излишество, а неизбежная ис­торическая необходимость. Важно

понять, что демократический режим не сводится к различного рода правам и

свободам. Посттоталитарный политический режим имеет свои особенности и

формируется в весьма сложных условиях, сложившихся в России.

Политическая система российского общества на современном этапе

характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демокра­тии.

Механизм эволюционной трансформации российской политичес­кой системы включает

в себя смену концентрации власти ^принципом разделения властей, однопартийной

системы ~ многопартийной, поли­тического и идеологического монополизма -

политическим плюрализ­мом, превращение подданного государства в

самостоятельного незави­симого гражданина.

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии

центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения соци­альных

общностей, личностей от политической власти, всех элементов поли­тической

системы Российской Федерации. Политическая власть становится не внешним -

формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека. Изменяется

соотношение государства и личности. Государство призвано га­рантировать

свободу, демократическую жизнь человека, существовать для него. Главным

элементом демократической политической системы является человек как

политический субъект. Интерес человека - это основной политичес­кий капитал»

и политический рынок обязан его учитывать.

Поскольку демократической политической системы у нас в прошлом не было, то и

прямой представительной демократии также не существовало. Возможности и

способности масс к непосредственному участию в управле­нии, регулированию

общественно-политического процесса, выражению воли и формированию

общегражданского, общегосударственного интереса по­давлялись, делались

формальными, показными. Представитель народа в депутатском корпусе оказывался

несвободным от аппарата исполнитель­ных органов, несамостоятельным, лишенным

права проводить волю из­бравших его людей. Отдельные попытки внедрения в

политическую сис­тему механизмов демократии - гласности, открытости - были

потом лока­лизованы в руках узкой группы лиц. Одним из важнейших путей

рефор­мирования политической системы является разрешение данного

противо­речия демократическими способами, позволяющими поставить личность в

центр политической системы.

Формирование новой демократической стабильности, и эффективной политической

системы - длительный и весьма сложный процесс. Требу­ется время для того,

чтобы вызрели активно действующие политические институты, утвердились новые

политические нормы, политический ре­жим свободного общества, практика

политического плюрализма.

Тема 4 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕ­МЕ ОБЩЕСТВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: