Пути реформирования государственной власти в Российской Федерации

Анализируя вопрос, следует показать историческую ограниченность го­сударств

тоталитарного политического режима, что проявилось в распаде СССР и

аналогичных режимов. Начиная с 20-х'гг., в нашей стране был взят курс на

полное подчинение гражданского общества государству. Госу­дарство стало

тормозом, причиной деформации, искажения всех обществен­ных отношений.

Произошло огосударствление всех общественных механиз­мов, порядок насаждался

репрессивным государственным аппаратом, осно­ванным на идеологических

постулатах, оторванных от жизни. Чрезмерная централизация государственных

структур не позволяла оперативно реаги­ровать на действительность, принимать

правильные решения.

В начале 90-х гг. началось становление российской государственности,

демократического федеративного государства. 12 июня 1991 г. I съезд народных

депутатов России принял Декларацию о государственном су­веренитете Российской

Федерации. В марте 1992 г. был принят Федера­тивный договор.

Российская Федерация в современный период представляет собой по способу

организации высшей власти президентскую республику. По типу государственного

устройства Россия является федеративным государством, состоящим из республик,

краев, областей, городов федерального значе­ния, автономной области,

автономных округов ~ 89 равноправных субъек­тов Российской Федерации. Основы

государственного устройства стра­ны следует рассматривать, опираясь на

соответствующие главы и статьи Конституции Российской Федерации, принятой 12

декабря 1993 г.

Господствовавший более 70 лет в России классовый подход к соци­альным

явлениям и государственному строительству уступил место про­цессу построения

государства с позиций таких общественных ценностей, как демократия, гуманизм,

патриотизм, права человека, гражданствен­ность, социальная справедливость.

В аспекте рассматриваемой нами проблемы наиболее существенное значение имеют

положения Конституции о распространении суверените­та Российской Федерации на

вею ее территорию, верховенстве на этой территории ее Конституции и

федеральных законов, равноправии субъек­тов, государственной целостности

России и единстве системы государ­ственной власти. Основой федеративного

устройства Российского госу­дарства являются следующие принципы: все субъекты

федерации неза­висимо от размеров, численности населения, экономического

потенциала полноправны, субъекты федерации добровольно передают строго

огово­ренный минимум полномочий федеральному центру. Главная цель

объе­динения в единое федеративное российское государство - не установление

подчиненности учредителей друг другу, а обеспечение эффективного их

функционирования и развития.

Важным условием дальнейшего развития и укрепления российской

государственности является согласие всех политических и национально-

гражданских сил в решении основных вопросов экономического, соци­ального и

культурного развития. Необходимо сохранение и укрепление демократического

характера развития, опирающегося на демократию.

Для того чтобы российское общество стабильно функционировало на

демократических принципах, недостаточно ввести такие атрибуты демок­ратии,

как политический плюрализм, разделение властей, свобода выбо­ров,

многообразие политических гражданских организаций. Главное -создать систему

управления обществом, решающую роль в которой игра­ют его граждане. Только

такая система способна ограничить всевластие бюрократического

государственного аппарата и подчинить его демокра­тически формируемому,

подконтрольному, по воле граждан сменяемому механизму народовластия.

Система политической власти в России будет легитимной и найдет поддержку в

массовом общественном сознании россиян только при усло­вии, если она будет

законно формироваться, основывать свою деятель­ность прежде всего на учете

национально-государственных интересов и праве, будет справедливой и сильной,

способной решать важнейшие про­блемы, стоящие перед страной.

Для упрочения демократической российской государственности не­обходимо:

создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности,

формирование нового типа государственности, ба­зирующейся на приоритете

права, создание реального плюрализма в об­ществе, стабилизация общества на

основе гражданского мира с придани­ем ему конституционных гарантий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: