Интернет - ресурсы в деятельности ТЭК

С момента начала активного освоения компаниями информационного пространства глобальной сети прошло не так много времени, однако пространство Интернет успело претерпеть значительные изменения. Более того, активное включение Интернет в транспортно-экспедиционную деятельность уже само по себе сильно изменило эту сферу деятельности. Рынок стал более прозрачен, снизилась роль посредников, транспортные сайты становятся все более заметными игроками на рынке транспортных услуг. Если раньше логистика в Интернет была представлена лишь в виде рекламных объявлений и рекламных сайтов различных ТЭК, то теперь можно говорить о том, что появился новый рынок, который принято называть рынком виртуально-логистических услуг.

В целом можно выделить следующие элементы пространства Интернет: официальные сайты ТЭК; транспортные сайты, предоставляющие услуги по поиску грузов и попутного транспорта; сайты, предоставляющие справочно-информационные, консалтиноговые услуги.

Официальные сайты ТЭК, как уже отмечалось выше, являются органичной частью всей информационной системы ТЭК. С помощью них можно ознакомиться с историей компании, перечнем предоставляемых услуг, тарифами, как правило, на большинстве подобных сайтов можно заполнить форму заявки на перевозку груза и отослать ее в компанию или, например, получить форму договора. Крупные экспедиционные компании внедряют на своих сайтах системы отслеживания грузов, где, введя номер накладной или заявки, клиент может в любой момент получить информацию о местонахождении груза или статусе своего заказа.

Транспортные сайты являются относительно новым элементом рынка транспортно-экспедиционных услуг, однако их использование становится все более популярным как среди грузовладельцев, так и среди перевозчиков и экспедиторов. Их главной функцией является обеспечение возможности поиска попутного транспорта и попутных грузов. Фактически транспортные сайты во многом дублируют функции компаний экспедиторов-диспетчеров. Их появление сильно изменило сектор диспетчерских услуг, т.к. рынок стал более прозрачен и роль посредников на нем неуклонно снижается.

Работа с сайтом имеет ряд преимуществ. В первую очередь, это, конечно, экономия времени и средств на телефонные переговоры по поиску необходимых грузов или машин. То, что обычным способом может занять несколько часов, в Интернет может занять несколько минут. Возможно также размещение запроса с необходимыми параметрами (маршрут, подвижной состав и проч.) на сайте, и вся информация, удовлетворяющая запросу, будет автоматически приходить по электронной почте.

Однако говорить о полном уходе диспетчерских компаний с рынка пока преждевременно. Транспортный сайт не может дать никаких гарантий относительно репутации партнера, найденного с его помощью. На многих сайтах, конечно, есть форумы, где обсуждаются недобросовестные партнеры или так называемые «черные списки», но информация там, как правило, субъективная. Также общение партнеров через Интернет и электронную почту является обезличенным и пока не может полностью заменить традиционного, хотя, возможно, это лишь вопрос культурных традиций.

Наиболее значимым препятствием работы транспортных сайтов является отсутствие на данный момент правовой базы для сделок, заключенных посредством электронных коммуникаций. Объективная необходимость для этого назрела и сегодня все участники транспортного процесса вынуждены приспосабливаться к работе в новых условиях, например, использовать передачу документов по электронной почте, заверенных отсканированными печатями и подписями. Однако при возникновении претензий и разбирательстве их в арбитражных судах такие документы не будут иметь юридической силы. Активно ведутся дискуссии по поводу использования электронной подписи.

В связи с введением в действие федерального закона "Об электронной цифровой подписи " некоторые потребители средств защиты информации проявляют озабоченность в связи с легальностью использования систем цифровой подписи и иных аналогов собственноручной подписи.

До момента принятия закона единственной правовой основой для применения аналогов собственноручной подписи (АСП), в том числе в электронном документообороте являлась первая часть Гражданского Кодекса РФ (Статья 160, п. 2, Статья 434, п.1, Статья 434, п.2)

Статья 160 п. 2.

Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статья 434 п.п. 1,2.

1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.

2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Дополнительные разъяснения по порядку использования АСП давались в инструктивных материалах Высшего Арбитражного суда РФ.

Из формулировок вышеупомянутых статей ГК прямо следует, что в случае отсутствия закона или иного нормативного акта, предусматривающего порядок использования АСП, этот порядок определяется соглашением сторон. Именно по этой схеме действовали и действуют до настоящего времени все системы с использованием цифровой подписи, которая в соглашении сторон признается АСП.

Основной целью принятия закона «Об электронной цифровой подписи" являлось дополнение договорной схемы регулирования взаимоотношения сторон, предусмотренной ГК РФ, законодательным регулированием, также предусмотренным ГК РФ.

Таким образом, закон об ЭЦП дает возможность вступать в полноправные гражданско-правовые отношения с использованием ЭЦП в качестве АСП без предварительного заключения соглашения сторон".

Сфера действия закона и ГК РФ

Действие ГК РФ, как и конституционного закона, не может быть отменено или изменено иным нормативным актом, в том числе федеральным законом. В связи с этим федеральный закон "Об электронной цифровой подписи " лишь определяет порядок использования одного из АСП, а именно ЭЦП, строгое определение которого зафиксировано в законе.

Поскольку среди всех возможных АСП закон регулирует применение одного - ЭЦП, постольку регулирование порядка применения иных АСП остается неизменным, а именно основывается на ГК РФ, предусматривающим заключение соглашения сторон.

Таким образом, в связи с принятием закона изменился только порядок применения одного из АСП - ЭЦП.

На этот факт прямо указывает пункт 2 статьи 1 закона "Об электронной цифровой подписи".

Согласно п. 2. статьи 1. действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: