Эффект значимости конечного результата

Нередко товар приобретается для использования с целью получения какого-то другого блага. Например, карбюратор и другие запчасти нужны для того, чтобы можно было ездить на автомобиле. Если у вас нет автомобиля, то и запчасти вам незачем. В сфере бизнеса существуют промежуточные товары, т.е. товары, которые приобретаются для производства из них других товаров, служат потребляемым в производстве сырьем. В таких ситуациях проявляется эффект конечной выгоды, который складывается из двух составляющих.

1. Эффект производного спроса выражается в том, что чем более чувствителен к цене спрос на конечное благо, тем более чувствителен к цене спрос на используемые в производстве этого блага товары (комплектующие, сырье и т.д.). Действительно, производители мебели тем сильнее отреагируют на рост цены древесины сокращением своих заказов, чем сильнее будет снижаться спрос на мебель при росте ее цены.

2. Эффект доли в общих затратах устанавливает, что ценовая чувствительность тем больше (меньше), чем больше (меньше) доля затрат на данный товар в общих затратах на получение конечного блага. Это означает, что рост цены на древесину вызовет сокращение спроса на нее со стороны прежде всего тех компаний, которые изготавливают мебель из массива дерева. Те же компании, которые используют древесину только для изготовления отделочных деталей при производстве, например, кухонной мебели из пластика, вряд ли значительно сократят объемы своих закупок дерева. В последнем случае затраты на дерево незначительны в общей величине затрат на изготовление кухонной мебели, а значит незначителен и рост этих затрат. Следовательно, эффект доли в общих затратах может серьезно уменьшить эффект производного спроса.

Эффект конечной выгоды – это не только экономический, но во многом и психологический феномен. Так, приобретая дорогой автомобиль, покупатель чаще всего не пожалеет денег и на дорогие аксессуары и средства ухода за автомобилем. Многие будут согласны использовать более дорогие материалы при ремонте квартиры, если продавец сумеет убедить их в большей экологической безопасности жилища после ремонта. И в одном, и в другом случае цена товара становится незначительной по сравнению с большой конечной выгодой.

Чтобы оценить действие этого эффекта, придется ответить на такие вопросы:

· Какое конечное благо покупатели хотят получить, при­обретая данный продукт?

· Какую часть общих затрат на конечное благо составляет цена продукта?

· Какая часть конечной выгоды влияет на цену продукта?

· В какой степени можно создать у покупателя образ товара как части приобретаемого им конечного блага, к изменению цен на которое покупатель будет менее чувствителен или общие затраты на которое будут существенно выше?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: