Тема 14. Введение в бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движении, сформированная путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Значение бухгалтерского учетазаключается в том, что представляет собой определенную систему сбора и поставки информации о хозяйственных событиях, процессах и их результатах в виде финансовых отчетов для различных пользователей бухгалтерской финансовой информации, которых можно разделить на две категории.

1. Внутренние пользователи:

· собственники предприятия;

· аппарат управления (генеральный директор, дирекция, Совет директоров и др.);

· персонал предприятия: руководители структурных подразделений, специалисты.

2. Внешние пользователи:

· пользователи, имеющие прямой финансовый интерес (настоящие или потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели);

· налоговые органы;

· профессиональные участники фондового рынка (дилеры, брокеры, фондовые биржи и прочие организации);

· органы управления экономикой, общественность;

· аудиторские фирмы, органы государственной статистики, арбитраж и др.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственной деятельности, за наличием и движением имущества и обязательств, с использованием всех ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учетдолжен отвечать определенным требованиям: оперативность, полнота, достоверность, сопоставимость планируемых и учетных показателей, своевременность, экономичность учета.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России представляет собой четырехуровневую систему.

К первому уровню (законодательному) относятся следующие документы: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятиях.

Ко второму уровню (нормативному) принадлежат документы, устанавливающие базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (положения по бухгалтерскому учету – ПБУ). ПБУ утверждаются Министерством финансов РФ.

К третьему уровню (методическому) относят методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания, носящие рекомендательный и уточняющий характер (в соответствии с отраслевыми и иными особенностями) по отношению к документам более высокого уровня.

Четвертый уровень (учетная политика предприятия) составляют рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия в методическом, техническом, налоговом и организационном аспектах, а также положения и инструкции внутреннего характера. Документы данного уровня формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и утверждаются ее руководителем.

На современном этапе развития бухгалтерского учета выделяют три его подсистемы - финансовый учет, налоговый учет, управленческий учет. Структура бухгалтерского учета представлена на рис. 8.

Финансовый учет
Налоговый учет
Управленческий учет
Наблюдение, измерение, регистрация хозяйственных фактов и событий
Бухгалтерская (финансовая) публичная отчетность
Налоговая отчетность
Внутренняя управленческая отчетность

Рис. 8. Структура бухгалтерского учета

Финансовый учет отражает текущее финансовое состояние, величину и структуру средств и их источников, величину вовлеченных в хозяйственный оборот материальных и финансовых ресурсов, эффективность их использования, а также результаты деятельности организации за определенный промежуток времени.

Система управленческого учета занимается сбором, обработкой и предоставлением информации для внутренних нужд управления. Эта информация является коммерческой тайной организации.

Налоговый учет обобщает информацию для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сформированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Следовательно, результатом переработки информации в бухгалтерском учете являются систематизированные отчеты.

Для ведениябухгалтерского учета применяются 3 вида измерителей:

1) натуральные (кг., шт., тонна и др.) - необходимы при учете основных средств, товаров, материальных запасов, готовой продукции. С их помощью в учете отражается физическое наличие и движение каждого вида материальных ценностей и осуществляется контроль за сохранностью имущества организации;

2) трудовые (час, день и др.) – позволяют определить затраченные труд и время. На их основе исчисляется зарплата, рассчитывается производительность труда, определяется трудоемкость продукции. В сочетании с натуральными измерителями с их помощью может осуществляться нормирование труда;

3) денежные – используются для получения обобщенных показателей о разнородном имуществе, их источниках и хозяйственных процессах. Стоимостной учет позволяет определить общую сумму средств, которой располагает организация, сумму затрат и доходов и др.

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает состояние и использование средств организаций в ходе осуществления хозяйственной деятельности. В более детальном понимании предметом являются разнообразные хозяйственные средства (виды имущества) и источники их формирования, хозяйственные процессы и их результаты.

Таким образом, предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта в отличие от статистики, изучающей помимо хозяйственной деятельности, другие стороны общественной жизни.

Совокупность использования различных способов и приемов называется методом бухгалтерского учета. Он включает в себя следующие элементы:

1) Балансовое обобщение - способ обобщения и группировки имущества предприятия и его источников на конкретный момент времени в денежном выражении; основан на равенстве (балансировании) хозяйственных средств с их источниками.

2) Бухгалтерские счета – предназначены для экономической группировки и текущего учета средств, источников, процессов и их результатов.

3) Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, обеспечивающий взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах и имеющий контрольное и экономическое значение.

4) Оценка – выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности.

5) Калькуляция – служит основой для определения себестоимости единицы продукции и всей партии выпускаемой продукции, выполненных работ, услуг и осуществляется путем подсчета затрат, относящихся к калькуляционному объекту.

6) Инвентаризация – способ проверки на определенную дату и контроля сохранности имущества, обязательств организации путем сопоставления данных бухгалтерского учета с фактическими данными.

7) Документирование – способ первичной сплошной регистрации хозяйственных операций. Все хозяйственные операции оформляются соответствующими документами в установленном порядке.

8) Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату.

Учетный процесс можно представить как ряд последовательных этапов.

На первом этапе осуществляется текущее наблюдение и документирование хозяйственных операций.

На втором этапе проводится техническая обработка информации, содержащейся в первичной документации, и последующая ее группировка и систематизация. На этих двух этапах реализуются контрольные функции бухгалтерского учета: предварительный, текущий и последующий контроль за достоверностью и законностью хозяйственных операций.

Третий этап – обобщение данных бухгалтерского учета в совокупность показателей, приведенных в определенную форму.

Четвертый этап предполагает использование учетной и отчетной информации для целей управления (контроля, анализа, прогнозирования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: