Учебный менеджмент – одно из направлений общей педагогики, изучающее методы и принципы управления образовательным процессом с целью повышения его эффективности.
Предмет УМ – образовательный процесс.
Методологические основы УМ:
-общий уровень (концепция «Новая философия управления»: образовательное учреждение – не обучающая система, а формирующая личность; преподаватель – не передатчик информации, а организатор процесса образования; учащийся – не объект, а активный субъект);
-специальный уровень (принципы управления: человекоцентризм, целостный подход и т.д.);
-частный уровень (см. стили руководства, Л-3, в-1).
Понятие о селфменеджменте (самоуправление) и его значение в условиях рыночной экономики.
Содержание учебного менеджмента: основные вопросы профессионального образования, основы профессионального самоопределения, формирование личности профессионала.
Профессиональное самоопределение: понятие, влияющие факторы
Понятие и виды самоопределения:
-профессиональное;
|
|
-жизненное;
-личностное.
Виды профессионального самоопределения по возрастным этапам:
-дошкольное детство (сюжетно-ролевые игры);
-младший школьный возраст (подражание взрослым);
-подростковый=первичная оптация (амбивалентность);
-ранняя юность=реалистическая оптация (выбор на 50% осознан);
-юность (проф.обуч. в вузе);
-молодость (до 30лет, соц-проф активность);
-зрелость (профсамореализация);
-пожилой возраст (профсамоопределение заканчивается; жизненное и личностное самоопр.).
Стадии профессионального становления личности:
-оптация;
-профобразование;
-профадаптация;
-профессионализация;
-профмастерство.