* Задание 1. Объясните с помощью словаря значения следующих фразеологизмов. Составьте с ними предложения.
Бок о бок; как зеницу ока; браться за ум; ломать голову; ни рыба, ни мясо; без году неделя.
** Задание 2. Как вы понимаете следующие выражения:
Язык без костей. Молчать как рыба в воде. Язык до Киева доведет. Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек.
** Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок. Переведите на казахский язык. Сделайте вывод, в каком стиле употребляется обиходная, сниженная, эмоциональная лексика.
- Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?
- Ну да, знаем.
- А знаете ли, отчего он такой невеселый, все молчит, знаете?
Вот отчего он такой невеселый: пошел он раз, тятенька говорил, - пошел он, братцы мои, в лес по орехи, да и заблудился; зашел, бог знает, куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! Не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал.
(И.Тургенев.)
**Задание 4. Объясните значение метафоричных фразеологизмов и составьте с ними предложения.
|
|
Помните: Метафоричность фразеологизмов, состоящих из сочетания прилагательного с существительным, возникает, как правило, на основе переносного значения прилагательного. Сравните переносное значение прилагательных в данных фразеологизмах с прямым: золотые руки ( мастерсвоего дела; человек, очень искусный в своем деле); белый свет (окружающий мир, земля со всем существующим на ней; жизнь во всех его проявлениях); черный ход (не главный, подсобный вход); мертвый час (времясна после обеда); медвежья услуга (неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред); мокрая курица ( безвольный, бесхарактерный человек).
С именными фразеологизмами, в которых прилагательные обозначают цвет, составьте предложения.
Помните: Эти фразеологизмы могут быть любыми членами предложения и изменяются, как свободные словосочетания.
ДЛЯ СПРАВОК: ночь белая (ночь с немеркнущей зарей); красная строка (отступ в начале строки, абзац); черная работа (тяжелый, неквалифицированный, физический труд); зеленая улица (употребляется при указании на то, что путь для транспорта свободен, семафоры или светофоры открыты).
**Задание 5. Определите стиль текста
Музеи… Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные. Сколько их по всей стране? Зачем они? Когда возникли? Почему в музеи идут и идут люди?
Ты входишь в музей…Необыкновенное чувство овладевает тобой…
(М.Канн)
***Задание 6. Ознакомьтесь с текстом. Озаглавьте его.
Глоссарий к тексту.
Моделирование – изготовление модели, образца чего-л., конструирование.
|
|
Учет – установление наличия, количества чего-н. путем подсчетов.
Подотчетный – выдаваемый с условием последующего отчета.
Дебитор – то же, что и должник.
Кредитор – лицо, учреждение, организация, предоставляющие кому-н. кредит.
Персона – личность, особа.
Критика – обсуждение с целью выявить недостатки.
Стимул – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-н.
У бухгалтерского учета есть свой предмет – факты хозяйственной жизни, свой метод – моделированиеи свои цели – обеспечение сохранности ценностей и выявление результатов хозяйственной деятельности.
Сами бухгалтеры всегда старались решить три задачи: сделать учет максимально информативным и точным, добиться его простоты, дешевизны и получить своевременную информацию о фактах хозяйственной жизни. Однако эти задачи в значительной мере взаимоисключают друг друга, а учет никогда не был общедоступно простым. И эта несовместимость была замечена довольно давно. А интересы собственника, администратора, служащих, подотчетных лиц, кредиторов и дебиторов всегда противоречивы. Поэтому всегда кто-нибудь был недоволен учетом, а поскольку обиды персонифицируются, ругали бухгалтера. Но обиды и критика – лучший стимул в развитии науки бухгалтерии.
(По материалам газет)
6.1. Составьте вопросный план. Запомните предмет, метод и цели бухгалтерского учета.
6.2. Определите стиль текста.
6.3. Подготовьте пересказ текста.
6.4. Дополните по тексту словосочетания: бухгалтерский …, факты…, выявление…, максимально …, интересы …, в развитии….
6.5. Выпишите из текста согласованные определения.
6.6. Выпишите из текста союзы и союзные слова.
6.7. Найдите и выпишите из текста простые глагольные, составные глагольные, составные именные сказуемые.
6.8. Выделите в тексте однородные члены предложения. Определите их тип (однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства).
6.9.Найдите в тексте профессиональные термины и составьте с ними предложения.
ЗСП №5
1. Что отличает фразеологизм от слова?
а) они не создаются в процессе речи, а воспроизводятся в готовом виде;
б) являются одним членом предложения;
в) имеют значение, и поэтому из них строится предложение;
г) служат названиями предметов, явлений, понятий и их свойств, действий;
д) состоят из двух или более знаменательных слов
2. Публицистический стиль используется для
а) общения, обмена информацией
б) сообщений делового характера
в) воздействия на читателя с помощью образов
г) осмысления общественно-значимых событий и фактов
д) сообщений научного характера
3. Специальные слова, термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции характерны для
а) публицистического стиля
б) разговорного стиля
в) официально-делового стиля
г) научного стиля
д) художественного стиля
4. Определите стиль текста: Возле юрт самого Кунанбая теснились юрты его родных. Дыхание жизни оживляло вечернюю степь. Дым висит над юртами сплошной темно-серой завесой...
а) официально-деловой
б) научный
в) публицистический
г) разговорный
д) художественный
5. Определите, какая характеристика соответствует публицистическому стилю:
а) сфера применения – радио, телевидение, газеты
б) Сфера применения - художественная литература
в) Сфера применения – учебники, учебные пособия, статьи
г) Сфера применения – общение в быту
д) Сфера применения делопроизводство
6. Укажите, какие фразеологизмы являются синонимами для следующих слов: близко, убежать, мало.
а) море по колено, рукой подать, навострить лыжи
б) рукой подать, навострить лыжи, с гулькин нос
в) мозолить глаза, надуть губы, собаку съел
г) снять стружку, за тридевять земель, без сучка и задоринки
|
|
д) ни свет, ни заря; ломать голову; ни рыба, ни мясо