Практические задания

* Задание 1. Объясните с помощью словаря значения следующих фразеологизмов. Составьте с ними предложения.

Бок о бок; как зеницу ока; браться за ум; ломать голову; ни рыба, ни мясо; без году неделя.

** Задание 2. Как вы понимаете следующие выражения:

Язык без костей. Молчать как рыба в воде. Язык до Киева доведет. Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек.

** Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок. Переведите на казахский язык. Сделайте вывод, в каком стиле употребляется обиходная, сниженная, эмоциональная лексика.

- Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

- Ну да, знаем.

- А знаете ли, отчего он такой невеселый, все молчит, знаете?

Вот отчего он такой невеселый: пошел он раз, тятенька говорил, - пошел он, братцы мои, в лес по орехи, да и заблудился; зашел, бог знает, куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! Не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал.

(И.Тургенев.)

**Задание 4. Объясните значение метафоричных фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Помните: Метафоричность фразеологизмов, состоящих из сочетания прилагательного с существительным, возникает, как правило, на основе переносного значения прилагательного. Сравните переносное значение прилагательных в данных фразеологизмах с прямым: золотые руки ( мастерсвоего дела; человек, очень искусный в своем деле); белый свет (окружающий мир, земля со всем существующим на ней; жизнь во всех его проявлениях); черный ход (не главный, подсобный вход); мертвый час (времясна после обеда); медвежья услуга (неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред); мокрая курица ( безвольный, бесхарактерный человек).

С именными фразеологизмами, в которых прилагательные обозначают цвет, составьте предложения.

Помните: Эти фразеологизмы могут быть любыми членами предложения и изменяются, как свободные словосочетания.

ДЛЯ СПРАВОК: ночь белая (ночь с немеркнущей зарей); красная строка (отступ в начале строки, абзац); черная работа (тяжелый, неквалифицированный, физический труд); зеленая улица (употребляется при указании на то, что путь для транспорта свободен, семафоры или светофоры открыты).

**Задание 5. Определите стиль текста

Музеи… Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные. Сколько их по всей стране? Зачем они? Когда возникли? Почему в музеи идут и идут люди?

Ты входишь в музей…Необыкновенное чувство овладевает тобой…

(М.Канн)

***Задание 6. Ознакомьтесь с текстом. Озаглавьте его.

Глоссарий к тексту.

Моделирование – изготовление модели, образца чего-л., конструирование.

Учет – установление наличия, количества чего-н. путем подсчетов.

Подотчетный – выдаваемый с условием последующего отчета.

Дебитор – то же, что и должник.

Кредитор – лицо, учреждение, организация, предоставляющие кому-н. кредит.

Персона – личность, особа.

Критика – обсуждение с целью выявить недостатки.

Стимул – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-н.

У бухгалтерского учета есть свой предмет – факты хозяйственной жизни, свой метод – моделированиеи свои цели – обеспечение сохранности ценностей и выявление результатов хозяйственной деятельности.

Сами бухгалтеры всегда старались решить три задачи: сделать учет максимально информативным и точным, добиться его простоты, дешевизны и получить своевременную информацию о фактах хозяйственной жизни. Однако эти задачи в значительной мере взаимоисключают друг друга, а учет никогда не был общедоступно простым. И эта несовместимость была замечена довольно давно. А интересы собственника, администратора, служащих, подотчетных лиц, кредиторов и дебиторов всегда противоречивы. Поэтому всегда кто-нибудь был недоволен учетом, а поскольку обиды персонифицируются, ругали бухгалтера. Но обиды и критика – лучший стимул в развитии науки бухгалтерии.

(По материалам газет)

6.1. Составьте вопросный план. Запомните предмет, метод и цели бухгалтерского учета.

6.2. Определите стиль текста.

6.3. Подготовьте пересказ текста.

6.4. Дополните по тексту словосочетания: бухгалтерский …, факты…, выявление…, максимально …, интересы …, в развитии….

6.5. Выпишите из текста согласованные определения.

6.6. Выпишите из текста союзы и союзные слова.

6.7. Найдите и выпишите из текста простые глагольные, составные глагольные, составные именные сказуемые.

6.8. Выделите в тексте однородные члены предложения. Определите их тип (однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства).

6.9.Найдите в тексте профессиональные термины и составьте с ними предложения.

ЗСП №5

1. Что отличает фразеологизм от слова?

а) они не создаются в процессе речи, а воспроизводятся в готовом виде;

б) являются одним членом предложения;

в) имеют значение, и поэтому из них строится предложение;

г) служат названиями предметов, явлений, понятий и их свойств, действий;

д) состоят из двух или более знаменательных слов

2. Публицистический стиль используется для

а) общения, обмена информацией

б) сообщений делового характера

в) воздействия на читателя с помощью образов

г) осмысления общественно-значимых событий и фактов

д) сообщений научного характера

3. Специальные слова, термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции характерны для

а) публицистического стиля

б) разговорного стиля

в) официально-делового стиля

г) научного стиля

д) художественного стиля

4. Определите стиль текста: Возле юрт самого Кунанбая теснились юрты его родных. Дыхание жизни оживляло вечернюю степь. Дым висит над юртами сплошной темно-серой завесой...

а) официально-деловой

б) научный

в) публицистический

г) разговорный

д) художественный

5. Определите, какая характеристика соответствует публицистическому стилю:

а) сфера применения – радио, телевидение, газеты

б) Сфера применения - художественная литература

в) Сфера применения – учебники, учебные пособия, статьи

г) Сфера применения – общение в быту

д) Сфера применения делопроизводство

6. Укажите, какие фразеологизмы являются синонимами для следующих слов: близко, убежать, мало.

а) море по колено, рукой подать, навострить лыжи

б) рукой подать, навострить лыжи, с гулькин нос

в) мозолить глаза, надуть губы, собаку съел

г) снять стружку, за тридевять земель, без сучка и задоринки

д) ни свет, ни заря; ломать голову; ни рыба, ни мясо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: