Интересов подростков, можно активно развивать у них нужные волевые, деловые и другие полезные качества

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста,- это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использо-рать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находятся у взрослых людей.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению 1 сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают пробле-1 мы морально-этического характера, связанные, в частности, с ин-1 тимными человеческими взаимоотношениями.

1 Отрочество - как иногда называют подростковый возраст ~- это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности д учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст - это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа <Я>.

В период между 12 и 14 годами.при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в само-описание слова <иногда>, <почти>, <мне кажется> и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма,! о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия лич-1 ностных проявлений человека.

1 В средних классах школы вместо одного учителя появляется 1 несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль'поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий. Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому 1"°му учителю. В подростковом возрасте появляется дифференци-Рмное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, третьим относятся безразлично. Формируются и новые критерии Цвнок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной 1Р°"ы, создает возможность для более точной и правильной "ки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой 1'°"' порождает определенные трудности, обусловленные неуме-1 Дростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную

П

цв "Ростки более ценят знающих учителей, строгих, но справед-ня торые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и расе "Уяснять материал, ставят справедливые оценки, не делят редком бимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценится под-1ц>(о РУДИЦИЯ учителя, а также его умение правильно строить

"ения с учащимися.

В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельное подростка, в его идеалах и интересах происходят существен изменения. Их можно представить и описать следующим образо1 В начальный период этого возраста (10-II лет) многие подрост (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицатель личностные характеристики. Такое отношение к себе сохранят и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако з оно сопровождается уже некоторыми положительными изменена в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более вц кой оценкой себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицател)! самооценки подростков становятся более дифференцирование характеризующими поведение в отдельных социальных ситуацщ затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т. е. способности осознания подрост) собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденций бы противоположного характера. В начальный период подрс чества детьми осознаются в основном только их отдельные по в определенных жизненных ситуациях, затем - черты характ наконец, глобальные личностные особенности.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подрос окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, коп они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взр как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, цей ми и нормами. Содержание оценочных нравственных эталоне должает расширяться и углубляться, они становятся более т и дифференцированными, индивидуально различными.

В качестве иллюстрации этой мысли А. А. Бодалев п{ следующее наблюдение. Если учащимся седьмого класса 1 жить, например, описать человека, которого они не знают, но) ные черты которого им называются заранее (например, злой,, и т. п.), то среди ответов, которые получаются в этом можно выделить четыре разные группы. Подростки из первойД называют только внешние признаки представленного им ч Учащиеся из второй группы упоминают как внешние, так щ рые внутренние черты. В третьей группе дополнительное что было сообщено о человеке, называются его дела и Й В четвертой группе, кроме всего сказанного, упоминаются 6111 и чувства оцениваемого человека. На основе этого опыта А. 1 лев пришел к выводу, подтверждающему существование зМ ной личностной дифференциации в подростковом возрасте межличнойтного восприятия и оценивания людей.

'.Описание дается по работе: Фельдштейн Д. И. Психологические развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии.-'1

Темы и вопросы для обсуждения на-семинарах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: