Организация обучения детей в младших классах школы

Независимо от того, сколько усилий и времени тратит печение готовности детей к обучению в школе еще в доЯ возрасте, в начальный период обучения с определенными ми сталкиваются практически все дети. Поэтому сущес ходный период от дошкольного детства к школьному, котоЦ

язвать периодом адаптации ребенка к школе. Для общей психоло-цпеской характеристики этого и последующих периодов в жизни "ебенка, связанных с радикальными изменениями его психологии доведения, полезно воспользоваться понятиями социальной ситу-,ц111 развития и внутренней позиции. Первое из этих понятий относится к социальным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Оно также включает представление о месте, Снимаемом ребенком в обществе, в системе разделения труда, свя-задные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует днутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического, роста. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка.

Таких моментов в жизни человека, когда происходят глубокие изменения социальной ситуации развития, относительно немного. Это-поступление в школу, ее окончание, получение профессии и начало самостоятельной трудовой деятельности, становление семьи, переходы из одного возраста в другой: от 20-25 к 40-50 годам, от 40-50 лет к возрасту за 60 лет, шаг за пределы 70-летнего возраста. Понятно, что такие радикальные изменения в жизни человека без внутренних и внешних проблем не обходятся, и это касается любого возраста. Если такой перелом наступает в детстве, то задача учителей и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно по-' мочь ему преодолеть возникшие трудности.

Как это лучше сделать? В первую очередь необходимо обра-гить внимание на формирование у первоклассников полноценной учебной деятельности. Основные параметры, признаки и способы оценки степени развитости этой деятельности были описаны в предыдущем разделе учебника. Добавим то, что касается непосредственно "ервоклассников. Психолого-педагогический анализ показывает, что ' них чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение жима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым Распространенным явлением отрицательного характера в это время яется пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих тей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно является в невозможности сохранять на должной высоте пер-'чальный естественный интерес к школе и к учебным предметам.

Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать "вие дополнительные стимулы учебной деятельности. Примени-;д к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть моральными, так и материальными. Моральные стимулы не

..

Случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимул нии детей младшего школьного возраста к учению они зачаст зываются более действенными, чем материальные. К их чйс носится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка вп другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением К ка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, й1 обращаться к формам морального поощрения, связанным На первых порах обучения,в школе желательно исключать и дить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. касается материальных поощрений за успехи, то они, как пока практика, педагогически и психологически малорезультативнь ствуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нелй злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материалу моральными способами стимулирования учения ребенка. 1

Первоначально процесс преподавания в младших классах строится на основе знакомства детей с главными компов" учебной деятельности. Эти компоненты, по В. В. Давыдову, щие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и ч Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям опр ную последовательность учебных действий, выделяя среди которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом венном планах. При этом важно создать благоприятные уело) того, чтобы предметные действия приобретали умственную фЙ должной их обобщенности, сокращенности и освоенности. И выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это ев ствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий,' действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой о этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять таты выполненных действий с особенностями самих действй тельствует о том, что исходные виды самоконтроля в ег(>1 деятельности уже сформированы.

В учебных ситуациях дети осваивают общие способы. некоторого класса задач, причем воспроизведение этих спо ступает как основная цель учебной работы. Овладев ими, ДЙ целиком применяют найденные способы решения в конкрет чах, с которыми они встречаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: