Научить детей снимать конфликты в сфере личных и межличностных отношений

Обучение правильному распределению обязанностей при ет проведение систематической разъяснительной работы, ленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллектив> тельность, построенная на основе разделения функций, их с зации и кооперации, координации усилий членов группы, прогрессивной. При правильной организации такая работа пользу всем без исключения людям, порождая значител*

'5&

риальный выигрыш, обеспечивая социальную и моральную поддержку и способствуя развитию каждого как личности. Это происходит тогда, когда группа или коллектив не доминируют над личностью, не ущемляют ее интересов и не подавляют ее. Следует особо под-' черкнуть значимость каждой роли в группе для развития индивида как личности, необходимость ролевой взаимозаменяемости, при которой каждый имеет право и возможность побывать в различных социально-психологических ролях. Результатом такой работы долж-,но стать научение детей самостоятельному распределению обязан-1 ностей в группе, решение этой задачи без вмешательства взрослых. Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах детского типа,- это роли руководите-\ця и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей. Ребенку прежде всего нужно показать, как собрать 1 детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвоения функций по координации, контро-лю совместной деятельности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему, а затем - своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходил 1< внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обя-1занностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой. Не менее важно своевременно научить 1детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной группы. Важным моментом обучения исполнительской деятельности является научение следованию 1заданным в группе или коллективах правилам поведения. Большую оьзу в этом плане ребенку может принести включение его в групповую работу, предполагающую строгое следование различным пра-1и.]ам, варьирование время от времени самого характера этих пра-1ил, действующих в группе.

1 Обучение деловому общению с целью поддержания эффектив-Двого взаимодействия предполагает развитие у ребенка умения менять тратегию и тактику внутригруппового поведения в зависимости от 1итуации и особенностей партнера по совместной-деятельности, гиб-1о приспосабливаться к нему. Для этого ребенок должен быть готов 1зять на себя разные роли в группе, а при необходимости - обя-1анности товарищей по деятельности, научиться действовать реши-льно, быстро и уверенно в любой ситуации. 1 Важным условием хорошего делового взаимодействия являются 1-1агоприятные личные взаимоотношения членов группы. Поэтому 1?тей необходимо также учить устанавливать хорошие личные кон-1ты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у 1*1х хорошее настроение. Это требует усвоения детьми приемов эмо-Монально благоприятного межличностного общения.

Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка '"особности оставаться и в коллективе свободной, независимой

личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное <Я>1 счет свободы и подавления личностей в других людях, нарушая интересы. Практическое решение данной проблемы иногда ослои но тем, что не каждый взрослый человек в состоянии вести себя тд как положено, готов стать примером и образцом для подражав, со стороны детей. '

В совместной деятельности у людей нередко возникают спс дискуссии, противоречия во взглядах, могущие, если их своевре> но не снять, перерасти в конфликт, завести совместную деятц, ность в тупик. Имея в виду природную импульсивность детей эмоциональную экспансивность и несдержанность, неумение коиЩ пировать свои действия и поступки, важно как можно раньше учить детей следовать определенным правилам в спорах и ди<ц сиях - таким, которые предупреждают возникновение конфЛ1 ных и тупиковых ситуаций в совместной деятельности. Таковы1 щие цели психолого-педагогической работы с детскими гру> и коллективами. Обсудим теперь возможность их праетич реализации в работе с детьми разного возраста.

Мы знае, что первый явно выраженный интерес к сверс-л дети начинают проявлять уже в раннем возрасте. Начиная с. времени у них уже можно воспитывать полезные формы гр) вого поведения, обучать необходимым коммуникативным ум< и навыкам. Что же касается усвоения детьми ролевых форм пс ния, то оно может стать эффективным начиная примерно с дот ного возраста, когда у детей впервые появляются сюжетно-ро. игры. Важно не просто наблюдать за тем, как естественно разв> ся этот процесс, но и разумно им управлять, вводя новые -сюж изменяя правила взаимодействия. В старшем дошкольном воэ у детей вполне могут воспитываться навыки организаторе> исполнительской деятельности, самостоятельность в распреде, ролей, прав и обязанностей.

Младший школьный возраст в социально-психологическо<>1 питательном отношении был до сих пор своеобразным <белы ном>. Психологи и педагоги много рассуждали на тему о то обучать детей этого возраста и строить их учебную деятел> но мало представляли воспитание личности в данном возраст бенно в групповых условиях. Между тем умелое управление де1 группами и коллективами может дать весомые воспитательн зультаты. В младшем школьном возрасте можно и нужно, нап{ обучать детей гибкости общения с целью поддержания эфф< ного делового взаимодействия друг с другом. Этот же возраста подходит для формирования у детей умения устанавливать иП< живать эмоционально положительные личные взаимоотноик людьми. В это время можно научить ребенка быть незави следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в. самое время уважать интересы других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: