Если в самом общем плане культура – это система смыслов, символов, ценностей, убеждений и поведенческих моделей, присущих всему обществу или социальной системе, то субкультура – это набор указанных параметров, присущих определенной общности или социальной группе.
Организационная культура – это система ценностей, убеждений, поведенческих моделей и способов осмысления окружающего мира, которая в той или иной степени разделяется всеми членами организации и преподносится ее новым членам как правильная.
Функции организационной культуры.
Организационная культура выполняет в организации две важнейшие функции: внутреннюю интеграцию и внешнюю адаптацию.
Обеспечивая внутреннюю интеграцию, организационная культура решает следующие задачи:
- создание общего языка и согласование базисных концептуальных трактовок (в т.ч. времени, природы и т.д.);
- установление границ групп и принципов вхождения и исключения из группы;
- создание механизмов наделения властью, лишения прав, закрепления статусов;
|
|
- установление норм, регулирующих неформальные отношения между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими;
- определение критериев оценки желательности и нежелательности поведения членов организации.
Следует заметить, что здесь речь идет именно о социокультурных, неформальных аспектах взаимодействия людей в организации. Скажем, границы отдела могут не совпадать с границами так называемой неформальной группы, а реальный фон отношений между мужской и женской «половинами» организации может быть весьма далек от формально декларируемого равенства полов.
Внешняя адаптация или формирование и развитие отношений с внешней средой организации осуществляется через решение таких задач:
- выработка миссии организации. Как уже было отмечено, миссия отражает ведущие ценности организации, которые, в свою очередь, есть элемент культуры;
- определение системы организационных целей;
- определение способов взаимодействия с клиентами, партнерами и другими заинтересованными группами;
- выражение своих представлений об окружающем мире;
- формирование желательных представлений об организации во внешнем мире.