Защита трудовых прав работников

Конвенции МОТ подчеркивают, что наиболее слабозащищенная сторона трудовых отношений — работник. Поэтому им необходима государственная защита от произвола работодателя (хозяина). Разные государства имеют разный уровень такой защиты. Трудовой кодекс воспринял традицию КЗоТа по защите трудовых прав работников. В нем указаны основные способа защиты трудовых прав работников и их законных интересов, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профессиональными союзами и самозащита работниками трудовых прав (под самозащитой подразумевается отказ работника от продолжения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью).

Понятие защиты трудовых прав работников надо различать в широком и узком ее аспекте.

Зашита трудовых прав работников в узком смысле слова — это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита, сбережение их от нарушений, в том числе и их профилактика, реальное восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями соответствующих органов реальной эффективной ответственности работодателей и их представителей (администрации) за нарушение трудового законодательства, его неисполнение, т. е. за нарушение трудовых прав работников.

В широком же смысле под защитой трудовых прав работников понимают реализацию защитной функции трудового права, которая в свою очередь отражает защитную функцию государства. Поэтому защита трудовых прав работников в широком смысле включает и защиту в узком смысле, но своими компонентами она также имеет еще и следующие важнейшие способы зашиты этих прав:

1) установление уже на республиканском уровне Кодексом и другим трудовым законодательством высокого уровня условий труда, гарантии основных трудовых прав работников, которые дополняются, повышаются, развиваются региональным трудовым законодательством и в договорном порядке коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами;

2) не снижающееся развитие производственной демократии как непосредственной, так и представительской (через профсоюзы и других представителей работников), чтобы работники участвовали и в определении Правил внутреннего трудового распорядка, и в установлении обязательности заключения в организации коллективных договоров, не отдавая все это на откуп работодателя;

3) широкая пропаганда трудового законодательства всеми способами через СМИ, лекции и т. д. среди трудящихся, а также обучение основам его работодателей и их представителей (администрации) с использованием практики показа эффективных способов защиты от трудовых правонарушений, обучению трудящихся культурно бороться за свои трудовые права.

Трудовые права работников призваны защищать и все юрисдикционные органы, рассматривающие трудовые споры, включая их судебную защиту.

Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений является государственный надзор и контроль и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраны труда. С расширением локального и договорного регулирования труда должен расширяться надзор и контроль не только за применением трудового законодательства, но и за установлением условии труда локально, а также по договорам и соглашениям, поскольку они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

Различаются предварительный, текущий и последующий надзор и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и правил охраны труда.

Надзор и контроль в сфере труда осуществляют:

— специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции;

— местные органы самоуправления;

— министерства, ведомства — внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах;

— Генеральная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие прокуратуры;

Конституционный Суд реагирует не только на нарушения по применению трудового законодательства, но и по его установлению, поскольку является высшим судебным органом конституционного контроля.

Государственная инспекция труда Республики Беларусь (далее - Государственная инспекция труда) является органом государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, правил по охране труда и технике безопасности, стандартов и норм безопасности, производственной санитарии. Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и управления, прокуратурой, другими органами и организациями, специально уполномоченными осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Основными задачами Государственной инспекции труда являются:

- осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

- профилактика, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде, в том числе с применением в пределах предоставленных полномочий санкций к нанимателям и должностным лицам, допустившим такие нарушения;

- координация деятельности специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности;

- сбор и анализ информации о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, нарушениях законодательства о труде, подготовка предложений по его совершенствованию.

Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами:

- проводит на предприятиях и в организациях проверки соблюдений законодательства о труде, требует устранения выявленных нарушений;

- анализирует причины нарушений законодательства о труде, травматизма на производстве и требует принятия мер по их предупреждению;

- осуществляет в установленном порядке специальное расследование несчастных случаев на производстве, а также контролирует соблюдение нанимателями Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

- проверяет организацию работы по соблюдению законодательства о труде, выполнение нанимателями и должностными лицами возложенных на них обязанностей по созданию здоровых и безопасных условий труда;

- вносит предложения о приостановлении или отмене действия нормативных и методических документов министерств и других центральных органов управления, противоречащих действующему законодательству;

- осуществляет выборочную экспертизу проектов строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых объектов производственного назначения на их соответствие требованиям охраны труда;

- дает заключения по проектам технических условий, стандартов на продукцию производственного назначения, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

- проводит предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил по охране труда;

- участвует в приемке законченных строительством и реконструкцией предприятий, отдельных цехов, участков, зданий, сооружений производственного и социально-бытового назначения, а также в приемочных испытаниях опытных образцов машиностроительной продукции производственного назначения и дает заключения о возможности их ввода в эксплуатацию или соответствии требованиям охраны труда;

- требует внесения изменений в технологические процессы, конструкции станков, машин и другого оборудования, не отвечающие правилам охраны труда и эргономическим требованиям, а также проведения в необходимых случаях технической экспертизы состояния зданий, сооружений, станков и другого оборудования для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;

- информирует соответствующие органы управления и нанимателей о результатах проведенных проверок;

- взаимодействует в работе с правоохранительными и специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, специализированными и ведомственными инспекциями по охране труда и технике безопасности;

- содействует освоению нанимателями и работниками трудового законодательства, действующих норм и требований по охране труда;

- ведет прием граждан и рассматривает заявления и жалобы работников на нарушения законодательства о труде и принимает меры по их устранению;

- участвует в подготовке нормативных актов о труде;

- ежегодно подготавливает доклад Правительству Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда;

- осуществляет сотрудничество и обмен опытом работы с органами надзора и контроля других государств, представляет РБ в международных организациях и объединениях инспекцией труда.

Для решения стоящих перед Государственной инспекцией труда задач государственным инспекторам труда (при наличии документов, удостоверяющих их полномочия) предоставляется право:

- беспрепятственно в любое время суток проходить на предприятия, в учреждения, организации для проверки соблюдения законодательства о труде, состояния безопасности и гигиены труда;

- осуществлять необходимые проверки, контроль и расследования с целью удостовериться в соблюдении законодательства о труде;

- знакомиться с любыми документами для проверки их соответствия законодательству и снимать с них копии, если на это отсутствуют законодательные ограничения;

- получать от руководителей, должностных лиц и работников объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;

- изымать или брать с собой для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя (его представителя) и отсутствия на это законодательных ограничений;

- выдавать нанимателю (его представителю) обязательные для исполнения предписания установленной формы об устранении нарушений законодательства о труде;

- приостанавливать (запрещать) работу цехов, производственных участков, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений, создающих угрозу здоровья и жизни работников, до устранения этих нарушений;

- налагать на должностных лиц и нанимателей штрафы за нарушения законодательства о труде;

- запрещать выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, не отвечающих условиям труда и требованиям нормативно-технической документации, ставит перед соответствующими органами вопрос о запрещении их производства и реализации;

- ставит вопрос перед соответствующими органами о привлечении к ответственности нанимателей и должностных лиц за нарушения законодательства о труде;

- вносить предложения по совершенствованию организации работы по охране труда, по изменению и дополнению действующих законодательных и иных нормативных актов о труде.

Защита профсоюзами трудовых прав работников. Профкомы организации и представители вышестоящих органов профсоюзов принимают участие в нормотворчестве, активно готовя проекты коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, которые своей нормативной частью могут значительно (при должной активности в этом профсоюзов) повышать по сравнению с законодательством уровень условий труда работников. Профкомы организаций участвуют путем высказывания письменно своего мнения в создании локальных нормативных актов работодателем (Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о премиальной системе заработной платы и о премировании по итогам работы предприятия за год и др.). Профкомы организаций участвуют и в применении работодателем норм трудового права в целом ряде случаев, предусмотренных Кодексом, путем высказывания своего коллегиального мнения по вопросам перевода на другую работу некоторых работников, увольнения по определенным основаниям, рабочего времени и других, ранее указанных нами по соответствующим темам. ТК предусматривает порядок учета мнения профкома при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, Кодекс, значительно ограничил работодателя в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профкому предоставил право быстрее защитить и восстановить незаконно уволенного через Гострудинспекцию.

Эта процедура не лишает уволенного работника или представляющего его интересы профком обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание Гострудинспекции. Таким образом, в суде могут столкнуться две противоположные жалобы: уволенного работника (или профкома, его защищающего) и работодателя, обжалующего восстановление Гострудинспекцией уволенного. Суд при такой ситуации будет рассматривать одновременно в одном заседании обе жалобы. Профсоюз защищает трудовые права работников и при осуществлении им общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, прав работников. Повседневный контроль осуществляют профкомы организаций и могут сами или через соответствующие профсоюзные инспекции реагировать на трудовые правонарушения.

Общественный контроль за исполнением трудового законодательства и охраной труда осуществляют профсоюзы, их соответствующие (теперь суд) органы, которые в этих целях могут создавать соответствующие профсоюзные инспекции. Предусмотрены широкие права профсоюзов по охране труда, часть из которых осуществляют их правовые и технические инспекторы труда. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по этим вопросам, а также разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением работодателями трудового законодательства и охране труда и окружающей среды. По положениям о правовой и технической инспекции профсоюзов, утвержденными высшим профсоюзным органом, инспекторы этих инспекций также наделены определенными контрольными правами.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования органа профсоюза об устранении выявленного трудового правонарушения сообщить соответствующему органу профсоюза о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Профсоюзы имеют право:

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, трудовых прав работников;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам возмещения вреда, причиненного трудовой травмой;

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений закона, трудовых прав работников, обязательные для рассмотрения, принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и еще ряд прав. Таким образом, Трудовой кодекс закрепил права профсоюзных инспекторов труда, обеспечив их реализацию правовой ответственностью за воспрепятствование их осуществлять.

Самозащита работниками своих трудовых прав. И целях этой самозащиты работник может: а) отказаться от выполнения работы, которая не предусмотрена трудовым договором; б) отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: