Общие моменты двух концепций

Основные концепции возникновения государства и права.

Классовый подход к возникновению права и государства.

Основные идеи классового подхода к возникновению права и государства заключаются в следующем.

1. Появление права и государства – регрессивное событие, шаг назад в истории человечества, нарушающее его естественно-природное существование и развитие. Первобытное общество называлось обществом равных возможностей и даже «первобытным коммунизмом».

2. Замена родового строя и соответствующего ему социального регулирования государством и правом было вызвано, прежде всего, экономическими причинами, а именно, разделением общественного труда, появлением прибавочного продукта и частной собственности.

3. Перемена в экономических условиях жизни расколола общество на непримиримые классы, возник господствующий класс, который создал государство с мощным аппаратом подавления и принуждения эксплуатируемого класса. Инструментом подавления и принуждения в руках государства является право.

4. Судьба государства и права как орудий насилия и угнетения исторически предрешена: они должны отмереть, исчезнуть и быть заменены органами самоуправления народа и нормами общежития.

Цивилизационный подход к возникновению права и государства.

Основные идеи цивилизационного (слово «цивилизация» происходит от латинского civis – гражданин) подхода к возникновению права и государства заключается в следующем.

Возникновение права и государства – это переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качеств самостоятельной, саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Первобытное общество полностью зависимо от природы, базируется на природно-естественном укладе жизни людей племени, союза племён.

2. Движение к цивилизации, т.е. к праву и государству, связано с выделением из однородной массы, коллектива (каким были род, племя) автономной, свободной, независимой личности. Чему способствовали такие факторы, как избыточный продукт, частная собственность, экономическая свобода, осознание человеком своего «Я», своих личных потребностей и интересов, несовпадающих с общественными, а также исторические, национальные, географические и другие факторы.

3. Свободная личность немыслима без прав и свобод (права), т.е. возможностей жить и действовать по своему усмотрению, в своих целях. Отсюда каждая свободная личность – правовая личность.

4. Самостоятельными, независимыми или правовыми личностями в условиях перехода от первобытного общества к цивилизации в силу объективных и субъективных причин могли стать не многие люди, а только наиболее активные, зрелые, подготовленные к обособленной, самостоятельной жизни. Поэтому естественно, что разрыв с родовой общиной, её распад проходили в тяжёлой, жестокой борьбе, но это была борьба и за личную свободу, и за свои права. Причём, чтобы стать реальными, права и свободы должны были обязательно получать закрепление и защиту. Это могла сделать только новая организация власти – государство.

5. Если истоки права в природе человека, то государство явилось результатом соглашения, компромисса объединённых в класс свободных, правовых личностей – собственников. Их свобода утверждалась с помощью силы и вопреки общему равенству, при наличии несвободы других людей. И всё же это был огромный шаг вперёд. Ведь общество, встав на путь цивилизации (путь непростой, драматический, приносящий в жертву целые классы людей), стало постепенно продвигаться к всеобщему равенству и свободе. Это подтверждает и ход развития истории. По мере продвижения человечества по ступеням цивилизации государство превращается из орудия преимущественно подавления в средство реализации общественных дел, инструмент согласия и поиска компромисса. Его основная обязанность – защищать права и свободы.

Общие моменты двух концепций.

1. Признание значения экономического фактора.

2. Признание классового фактора.

3. Жёсткая борьба между классами.

4. Первоначально право утверждается в ущерб равенству, несвободы.

Восточный путь возникновения государства – сохранение семейной общины и появление государственной собственности, вызванное необходимостью проведения общественных работ (ирригация), приводит к возникновению государств восточного типа.

Западный путь возникновения государства – разложение общин и появление частной собственности приводит к возникновению западных государств: рабовладельческих (Древние Афины, Древняя Спарта, Древний Рим); феодальных (Германское государство, Древняя Русь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: