Государственное управление научно-технической и инновационной деятельностью является составной частью социально-экономической стратегии.
Можно выделить следующие структурные источники экономического развития страны:
1) развитие на основе факторов производства;
2) развитие на основе инвестиций;
3) развитие на основе инновационной деятельности.
Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяется структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.
Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложениями капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, так как кредиты надо возвращать, и с большими процентами.
|
|
Приоритет должен отдаваться не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, служащих двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции – это средства научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее цель.
Стратегический курс на устойчивое развитие Беларуси требовал решения важнейшей тактической задачи – стабилизации и выхода экономики из кризиса.
Составляющие процесса перехода экономики Республики Беларусь к устойчивому развитию представлены на рис 2.3.
В этих целях предусматривалась система мер, которая включала:
· правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований;
· осуществление глубокой реструктуризации и коммерциализации государственных предприятий, усиление маркетинговой деятельности для удержания и завоевания рынков;
· либерализацию всех форм экономической деятельности и свободу предпринимательства;
· обеспечение ускоренного технического развития производства на основе активизации инновационной и инвестиционной деятельности, более полного использования собственного научно-технического потенциала, увеличения импорта высоких технологий, привлечения иностранных инвестиций в экономику страны
Рис 2.4. Составляющие процесса перехода экономики к устойчивому развитию.
Широкое и разнообразное содержание понятий "стратегия", "инновационная стратегия", накопленное в процесс е формирования и использования этих понятий в научной литературе, позволило исследователям экономических процессов выделить и описать различные типы и виды инновационных стратегий, отличие между которыми состоит в следующем:
|
|
а) по масштабу экономичес ких процессов, для управления которыми они используются, выделяются международные (межнациональные и глобальные), общенациональные (государственные), отраслевые, региональные, инновационные стратегии предприятий, учреждений, организаций и др.;
б) по срокам действия различаются долгосрочные (10-15 и более лет), среднесрочные (до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) инновационные стратегии;
в) по характеру взаимодействия с внешней средой выделяют оборонительные и наступательные инновационные стратегии;
г) в зависимости от способа получения экономико-технологического эффекта при использовании инноваций можно выделить два типа инновационных стратегий в экономике: локально-точечную и последовательно-адаптивную";
д) по характеру подходов к обеспечению экспорта наукоемкой продукции на мировые рынки инновационные стратегии разделяются на экспортно-наукоемкие и ресурсно-наукоемкие;
е) по степени гармонизации интересов отечественных и зарубежных участников инновационного процесса, осуществляемой в рамках той или иной инновационной стратегии, различают стратегию "наращивания", стратегию "заимствования" и стратегию "переноса".
Стратегия "наращивания". Используется собственный научно-технический и производственно-технологический потенциал с привлечением зарубежного опыта. При рациональном использовании результатов фундаментальной и прикладной науки для повышения производственного потенциала постепенно расширяется выпуск новой конкурентоспособной продукции, отрабатываются высокие технологии, которые реализуются в производстве и социальной сфере.
Стратегия "заимствования". Выпуск наукоемкой продукции, производящейся в развитых индустриальных странах, осваивается с использованием собственного инновационного потенциала. Далее наращивается производство продукции на основе развития научно-технического и промышленного потенциала, в результате чего появляется возможность самостоятельно проводить работы по всему инновационному циклу – от создания до реализации инновационной продукции.
Стратегия "переноса". Используются зарубежные научно-технические и производственно-технологические достижения в экономике страны путем закупки лицензий на высокоэффективные новейшие технологии.
В современной экономической литературе встречаются и другие, типы инновационных стратегий. К примеру, в работе П.Г.Никитенко и А.В. Маркова выделяются "девять возможных важнейших стратегий инновационного развития Беларуси", которые отличаются составом сформулированных в них стратегических целей, путей и предпосылок их реализации:
1) развитие страны через опору на науку;
2) повышение интеллектуального потенциала нации;
3) концентрация усилий на приоритетных направлениях научно-технической деятельности;
4) формирование инновационной инфраструктуры;
5) формирование информационной системы обеспечения научно-технической деятельности;
6) создание право вой базы для осуществления научно-технической деятельности;
7) рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности;
8) гармонизация научно-технической деятельности с социально-культурным развитием человека и общества;
9) расширение международного сотрудничества
Далее, например, наступательные инновационные стратегии включают "активные НИОКР; ориентированные на маркетинг; стратегии слияния; стратегии приобретения" Напротив, оборонительные инновационные стратегии "отражают в себе реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. В свою очередь, их можно подразделить на следующие типы: защитная, имитационная, выжидательная, непосредственного реагирования".
|
|
Исходя из названной особенности. Можно сформулировать сущность инновационной экономики и ее приоритеты в государственном регулировании.
Инновационной национальная экономика является в том случае, если в ней опережающими темпами развивается рынок наукоемкой продукции, имеющей признаки объектов интеллектуальной (промышленной) собственности. Инновационная экономика способствует созданию конкурентоспособной продукции и обеспечению высокого уровня доходов компаний, государства и населения.
Исходя из понимания инновационной экономики и ее значения в повышении качества жизни населения, можно выделить следующие приоритеты государственного регулирования национальной экономики на перспективу:
· осуществлять инновационный путь развития страны с опорой на науку и образование;
· содействовать скорейшему развитию новых высокотехнологических наукоемких производств с целью расширения экспорта объектов интеллектуальной (промышленной) собственности, новых товаров и услуг;
· ориентировать весь научный потенциал страны на избранные направления развития с помощью новых механизмов стимулирования и нормативно-правового регулирования;
· обеспечить адаптацию научно-технического комплекса страны к условиям рыночной экономики, взаимодействие государственного и частного капитала для развития инновационной деятельности;
· создать организационные и экономические предпосылки для формирования в стране конкурентной среды, повышения на этой основе заинтересованности белорусских производителей в инновационной деятельности и роста их спроса на отечественные разработки и нововведения;
· совершенствовать нормативно-правовую базу научной, научно-технической и инновационной деятельности.