ОГЛАВЛЕНИЕ
Шермет М.А. Ш49 Управление изменениями: учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. - 128 с. - (Сер. «Образовательные инновации»).
ISBN 978-5-7749-0600-0
Рассмотрены теоретические основы и практические аспекты управления изменениями в организациях на различных этапах жизненного цикла, а также причины возникновения сопротивления проводимым изменениям и пути их преодоления.
Курс «Управление изменениями» носит ярко выраженный междисциплинарный характер и является необходимым элементом обучения менеджеров.
УДК 338 ББК 65
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2010
Введение........................................................................ 5
Глава 1. Многообразие изменений............................ 7
1.1. Уровни изменений: изменения на уровне личности,
организации, внешней среды................................. 7
1.2. Актуальность управления изменениями
в современном мире........................................ 10
1.3. Типы организационных изменений............... 14
|
|
1.4. Причины сопротивления изменениям........... 16
1.5.Пути преодоления сопротивления изменениям 18
Вопросы и задания..................................................... 21
Глава 2. Теоретические основы управления изменениями 23
2.1.Критический взгляд на теорию трех ступеней 23
2.2. Концепция восьми стадий процесса изменений
Джона Коттера и другие исследования......... 24
2.3. Типичные ошибки при проведении изменений 27
2.4. Корпоративная культура и организационные изменения 28
Вопросы и задания..................................................... 30
Глава 3. Теория жизненного цикла организации Ицхака Адизеса 31
3.1. Организация как аналог живого организма. 31
3.2. Проблемы перехода от одного жизненного этапа
к другому.......................................................... 32
3.3.Этапы жизненного цикла организации......... 33
Вопросы и задания..................................................... 49
Глава 4. Новое применение теории созидательного разрушения 50
4.1.Теория непрерывности.................................... 50
4.2.Эффективность и выживание предприятий в эпоху
дискретной эволюции........................................... 51
4.3.Как осуществляется созидательное разрушение 53
4.4.Баланс процессов разрушения и созидания.. 55
4.5.Функциональность или творчество: во главе
созидательного разрушения........................................ 57
Вопросы и задания..................................................... 59
Глава 5. Непрерывные изменения и теория самообучающейся
организации.............................................................................. 60
5.1. Непрерывные изменения в организации...... 60
5.2. Предпосылки непрерывных изменений........ 63
5.3. Роль руководителя в проведении преобразований 66
5.4. Уровни лидерства и роль агентов перемен на разных
|
|
уровнях организации............................................. 67
5.5. Применение принципов самообучающейся организации
при управлении человеческими ресурсами компании,
находящейся в процессе преобразований........... 71
Вопросы и задания..................................................... 74
Глава 6. Теория перехода Уильяма Бриджеса............... 75
6.1. Изменение как переход................................... 75
6.2. Этапы переходного периода................................. 78
6.3. Особенности управления организацией на каждом
из этапов переходного периода (завершение, нейтральная
зона, новое начало).......................................... 90
Вопросы и задания..................................................... 93
Глава 7. Междисциплинарный характер управления изменениями 94
7.1. Психологические аспекты управления изменениями:
теории Джона Фишера и Льюиса—Паркера
(кривая принятия перемен)............................. 94
7.2. Заимствования из физиологии и медицинских исследований:
Элизабет Кюблер-Росс и теория пяти стадий переживаний
(как классическая основа перехода личности через процесс
изменений).............................................................. 97
7.3. Лингвистический и коммуникационный аспект управления
изменениями........................................................... 98
7.4.На стыке психологии и лингвистики.......... 101
Вопросы и задания................................................... 103
Глава 8. Стратегические аспекты управления изменениями 104
8.1. Стратегическая карта преобразований....... 104
8.2. Стратегии проведения изменений. Факторы,
определяющие выбор стратегии................................ 106
8.3. Практические аспекты управления изменениями
при слияниях и поглощениях....................... 107
Вопросы и задания................................................... 115
Глоссарий..................................................................... 116
Рекомендуемая литература 123
введение
Выживают не самые сильные виды, и даже не самые разумные.
Выживают те, кто быстрее других приспосабливается к переменам.
Чарлз Дарвин
Перемены — не просто необходимы, они жизненно необходимы. Неподвижность опасна, ведь вид, не способный приспосабливаться к переменам, вымирает. Человек, не желающий учиться чему-то новому, стареет раньше времени. Точно так же компания, потерявшая способность меняться вместе с окружающим миром, превращается в бледную тень своей былой славы и вообще прекращает существование.
Компания в чем-то похожа на компьютер. Оба располагают программным обеспечением и техническими средствами. Для компании технические средства — это ее организационная структура, планы, методика оценки деятельности, результаты. Технические средства представлены в балансе и в отчете о прибылях и убытках, схемах организационной структуры, должностных инструкциях и рекомендациях, отчетах и сбалансированной системе показателей. Программное обеспечение компании — это корпоративная культура, правила поведения на работе, мировоззрение сотрудников.
Во времена изменений, независимо от их масштаба, служащим и менеджерам легче справиться с организационными новшествами, нежели с сопровождающей их психологической нестабильностью. Ведь приходится осваиваться и работать в новой ситуации. Без ясного понимания того, каким образом структурные изменения влияют на служащих и каким образом служащие, в свою очередь, могут повлиять на организацию, управление изменениями на местах очень усложняется. Результаты плохого управления могут стать настоящей катастрофой для морального состояния и стабильной работы коллектива.
Для многих людей даже разочаровывающее настоящее гораздо лучше неизвестного будущего. Человек обычно предпочитает пусть тяжелое, но известное, рискам неизвестного.
Реакция на организационные перемены напоминает реакцию на любое иное изменение в жизни — новую работу, новую диету, новые обязанности и даже новое хобби. Сначала это тяжело и непривычно. Все кажется неестественным и неудобным, простейшее действие требует дополнительных усилий. Порой люди не выдерживают и возвращаются к старым привычкам. Но если проявить упорство, то через некоторое время новая техника или новая обстановка станет привычной, а жизнь в ней — легкой. Иногда разница между достижением цели и провалом при внедрении изменений зависит лишь от того, как скоро вы потеряете надежду на успех (К. Фиорина).
|
|
Курс «Управление изменениями» относится к одной из высоких ступеней обучения менеджеров. Он включен в программу обучения по завершении базовых курсов, обязательных на программах МВА, таких как «Управление финансовыми ресурсами», «Операционный менеджмент», «Маркетинг», «Организационное поведение», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент». По этой причине базовые понятия менеджмента в нем не рассматриваются. Несмотря на то, что курс «Управление изменениями» наиболее близко примыкает, своего рода надстраивается над такими управленческими дисциплинами, как «Организационное поведение» и «Стратегический менеджмент», он является абсолютно самоценным и носит ярко выраженный инновационный и междисциплинарный характер.