Баланс процессов разрушения и созидания

U 1985 г. увидел свет бестселлер Ричарда Фостера Innovation: The Attacker's Advantage[3]. Автор утверждал, что в долгосрочной перспективе компании всегда сталкиваются с неизбежностью коренного изменения способа ведения бизнеса, с тем, что мы называем точками разрыва. В этих «точках» именно компании с и агрессивной политикой, а не компании, привыкшие защищаться, получают экономические преимущества. Размеры первых редко позволяют добиться экономии, обусловленной масшта­бом, однако они свободны от психологических и экономических конфликтов, которые мешают, а то и вовсе не дают вос­пользоваться открывающимися им возможностями.

Этот вывод был сделан на основе анализа деятельности всего лишь десятка компаний, однако через несколько лет стало ясно, что он справедлив для всех предприятий. Помимо того, выяс­нилось, что преимущество, которое получает агрессивная ком­пания, не закрепляется за ней навсегда. Когда компанию атакуют, она начинает действовать предельно осмотрительно, с присущей подобной тактике уязвимостью. В результате, как это нередко случалось в конце 1980-х и на протяжении 1990-х гг., складывается парадоксальная ситуация: стоит компании попасть на страницы популярных бизнес-изданий в качестве примера исключительного успеха или устойчивости, как она почти сразу же начинает сдавать позиции. Поиск успешных компаний на­поминает попытку поймать солнечный зайчик: легко увидеть, но сложно не упустить.

ИНДЕКС НОВИЗНЫ

Компании, опережающие по своим показателям эффектив­ности рынок, — временные члены постоянно существующего класса. Многие из них принадлежат к пионерным отраслям или являются пионерами в своей нише. В период демонстрации сво­его экономического превосходства (будь то компания или от­расль в целом) они привносят что-то новое в экономику. Это «превосходство» — в большей степени результат присущих им новизны и утилитаризма, чем навыки управления.

Было установлено, что очень немногие компании пытаются меняться согласно темпам и масштабам рынка. Но только тако­го рода изменения могут обеспечить возможность долговремен­ного существования, не связанного с длительным отставанием от экономических показателей рынка. Превосходство как тако­вое — явление скорее преходящее и эпизодическое, чем посто­янное. «Превосходство» корпораций, как и прекрасные показа­тели отрасли, не вечно и всегда уступает силам созидательного разрушения.

Отношения между новизной и эффективностью в компаниях и отрасли имеют жизненно важное значение. Новизна в любой отрасли представляется абсолютным выражением доли компаний, присоединившихся и покинувших отрасль. Чем моложе («новее») отрасль, тем больше в ней свежести. Ротация компаний в отрасли аналогична товарообороту в магазине. Чем быстрее оборот, тем свежее продукты. Так что новизну можно считать мерой темпа и масштабов созидательного разрушения в отрасли.

Для того чтобы точнее представить, как проявляется процесс созидательного разрушения, был введен в обращение индекс новых компаний, или индекс новизны, характеризующий ско­рость притока новых компаний в отрасль в абсолютном долевом исчислении.

Для расчета индекса новизны необходимо вычесть из числа компаний, присоединившихся к отрасли за семь лет, число оставивших ее в течение того же периода, а затем разделить разницу на начальное количество компаний в данной отрасли.

4.5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: