Транспорт НЭБ

Транспорт — одна из отраслей, которая формирует инфра­структуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее эле­ментов.

Транспортный комплекс – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей (за 2013 год):

1. Объем перевозок (отправлений) грузов – снизился на 4,9% (в 2012 году увеличился на 10,9%).

2. Объем грузооборота – снизился на 10,9% (в 2012 году возрос на 7%).

3. Объем пассажирооборота – снизился на 6,8% (в 2012 году – на 9,7%).

Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, реч­ной), воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осу­ществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. В Республике Беларусь грузооборот железно­дорожного транспорта в 2013 году составил 42,7 млрд т/км, что 14,6% меньше, чем в 2012 году. Пассажирооборот — 7,4 млрд пассажиро-км, что на 10,6% меньше, чем в 2012 году. Экс­плуатационная длина железных дорог Беларуси - 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных - 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы.

Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30 % эксплуатационной длины железнодорожных линий со­ставляют двухпутные линии; 67 % общей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из ко­торых 58,5 % —диспетчерской централизацией, 34 % — полуав­томатической блокировкой, 97,7 % стрелок включено в элект­рическую централизацию.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузо­вой и пассажирский.

Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.

Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный в 2013 году приходится 24,4%, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работающих на транспорте.

Разрабатывается новая Государственная программа «Доро­ги Беларуси» на 2006—2015 гг.

Внутренний водный транспорт. Удельный вес в общем грузообороте за последние годы значительно сократил­ся: в 2004 году составлял 0,37%, а в 2013 году лишь 0,14 %.

Общая протяженность эксплуатационных водных путей со­ставляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек по условиям судоходства — к малым рекам. Регу­лярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.

Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота.В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него ха­рактерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

В 2013 году доля воздушного транспорта в грузообороте составила 0,09 %.

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок авиация по-прежнему будет применяться в межгосударствен­ных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.

Важнейшим направлением является обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на мест­ных авиалиниях и др.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на рассто­яние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопрово­дам под давлением, которая обеспечивается насосными стан­циями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистрально­му трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или произ­водства к местам переработки или потребления. Промышлен­ный трубопроводный транспорт используется для транспорти­ровки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью - де­шевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.

В Беларуси действует следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок — Минск — Ивацевичи; Ивацевичи — Долина; Кобрин - Брест — государственная граница; Волковыск — государственная граница; Торжок — Долина; Ивацеви­чи — Вильнюс - Рига; Минск — Вильнюс; Минск — Гомель.

Нефтепроводный транспорт— наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на тер­ритории Беларуси — 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива — 1,2 тыс. км.

В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча — Полоцк, Унеча - западная граница, Новополоцк — Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: