Особое место в системе органов финансового контроля принадлежит Комитету государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК), который выделяется своей ролью и правовым статусом среди других контролирующих органов.
Систему органов КГК образуют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы — комитеты государственного контроля областей и г. Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы КГК могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 129 Конституции Республики Беларусь КГК Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Комитет государственного контроля обладает широчайшей компетенцией в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления его деятельности и правомочия.
|
|
Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится органам финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее — органы финансовых расследований), которые являются государственными правоохранительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность Республики Беларусь.
В систему органов финансовых расследований входят:
· Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — Департамент) с правами юридического лица;
· управления Департамента по областям, по Минской области и г. Минску с правами юридического лица;
· межрайонные отделы управлений Департамента по областям, по Минской области и г. Минску.
Общее руководство органами финансовых расследований осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Непосредственное руководство органами финансовых расследований осуществляется заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директором Департамента.
Основными задачами органов финансовых расследований являются:
· защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
· защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и организаций в экономической сфере;
|
|
· профилактика, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений в экономической сфере, в том числе коррупционных правонарушений;
· производство предварительного следствия и дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией.
В русле выполнения вышеуказанных задач органы финансовых расследований, а также работники органов финансовых расследований обладают широкими полномочиями. Особо следует обратить внимание на новацию законодательного регулирования, предусматривающую применение работниками органов финансовых расследований физической силы, специальных средств, оружия.
В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности образован Департамент финансового мониторинга (далее — Департамент), который является его структурным подразделением с правами юридического лица. Основными задачами Департамента являются:
· принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
· создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
· осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
Компетенция налоговых органов на территории Республики Беларусь закреплена в достаточно большом количестве нормативных правовых актов. Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является органом специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
В систему МНС входят инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами МНС, а также государственные организации, подчиненные МНС.
Главной задачей налоговых органов на территории Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, установленных законодательством Республики Беларусь.
Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Важным структурным подразделением Министерства финансов Республики Беларусь является Главное контрольно-ревизионное управление, основной задачей которого является осуществление контроля за:
· соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства;
· целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств;
· законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций.