Личность как философское понятие имеет в виду целостно-;
го человека в единстве его индивидуальных способностей и вы-| нолняемых им социальных функций. На это философское по- s нимание опираются психологи, разрабатывая проблему личности.
А как же обстоит дело в самой психологии? Речь идет о том, что психологи не могут объяснить и понять личность человека с помощью тех методов, которыми они располагают. Не случайно, что у нас нет общепринятой дефиниции личности как предмета психологического исследования.
Казалось бы, самым надежным путем преодоления трудностей является перечисление того, что образует личность, ее составных элементов и черт. На самом же деле представление о личности как коллекции личностных черт оказывается неэврис-тичным уже хотя бы потому, что стирает грань между понятиями "личность" и "индивид".
Ученые пришли к выводу: нельзя ставить знак равенства между понятиями "личность" и "человек", "личность" и "индивид". Человек — существо биосоциальное; преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли индивид умственно неполноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.
А. Н. Леонтьев подчеркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями "личность" и "индивид" ввиду того, что личность — это "особое качество", приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.
Если личность допустимо сравнивать с мощным потоком заряженных частиц, то индивида можно уподобить нейтрино, которое пронизывает любую среду, не производя в ней никаких изменений. Безличность — это характеристика индивида.
Обратимся к основному источнику активности человека — к его потребностям. Можно предположить наличие у индивида некой со-циогенной потребности быть личностью. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее, оставаться индивидом в значительной степени совпадает с потребностью самосохранения.
О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает. Так не следует ли предположить, что в единстве с потребностью что-то сказать друг другу по поводу общего дела проявляется также потребность как-то показать себя друг другу, выделить свой вклад в общую удачу.
Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность. Если рассматривать, к примеру, любовь и заботу деда о внуке объективно, то это отношение как момент пер-сонализации продолжается в будущем любовью внука к деду, т.е. она возвращается. К. К. Платонов как-то шутливо заметил:
"Я укажу вам одно заведомое отличие — животные не знают дедушек и бабушек!" В самом деле, только человек способен продолжить себя не только в следующем поколении, но и через поколение, создавая свою идеальную представленность во внуках.
Подобно тому как индивид стремится продолжить себя в другом человеке физически (продолжить род, произвести потомство), личность стремится продолжить себя идеально. Не в этом ли сущность общения?
Потребность индивида осуществить себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в феноменах притязаний, склонности к риску, альтруизму.
Сокращено по источнику: Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982, с. 214 — 247.