СТРУКТУРА ОБМЕНА
КОНФЛИКТ
ПРИНЦИПЫ ОБМЕНА
КОНКУРЕНЦИЯ
Литература
1. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.
2. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. -М., 1972.
3. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.
4. Кон И. С. Открытие "Я". — М., 1978.
5. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.
6. мелзер Н. Социология. — М., 1994.
ГЛАВА 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
В главе "Социализация" мы поведем разговор о процессе усвоения культурных норм и освоении социальных ролей. Этот процесс означает превращение человека в индивида и в личность.
Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
|
|
От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).
Таким образом, мы рассмотрим широкий круг вопросов, связанных со становлением социального "Я", эволюционными этапами и хронологическими рамками социализации, коснемся того, как влияют на нас агенты и институты социализации. А завершим обзор вопросами де- и ресоциализации.