Закон РФ «Об охране окружающей среды» вступил в действие с момента публикации в «Сборнике Законов РФ». Новый закон аннулировал действие предыдущего закона «Об охране окружающей природной среды» и вобрал в себя все положительное, наработанное в этой области за предыдущие годы. Например, в законе введена глава основных определений, что расширяет защищенность граждан России в области безопасности экологической. К сожалению, в основных определениях не нашлось места таким понятиям, как «источник экологического риска» и «собственник источника экологического риска».
Ст. 3 закрепляет основные принципы охраны ОС при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние ОС.
В Ст. 4 перечислены объекты охраны ОС. К ним отнесены:
- естественные экологические системы,
- озоновый слой атмосферы;
- земля, ее недра,
- поверхностные и подземные воды,
- атмосферный воздух,
- леса и иная растительность,
- животный мир,
- микроорганизмы,
- генетический фонд,
- природные ландшафты.
В соответствии с законом Правительство РФ:
|
|
- Осуществляет реализацию государственной экологической политики.
- Организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии ОС.
- Устанавливает порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в ОС, лимитов использования ПР, размещения отходов. Причем ЗВ определено законом как вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывает негативное воздействие на ОС.
- Устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование ПР, загрязнение ОС, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
- Организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан.
- Принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства.
- Обеспечивает население необходимой экологической информацией.
Ст. 13 закона предусматривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную среду.
В главе IV Закона рассматривается экономическое регулирование в области охраны ОС. К методам экономического регулирования в области охраны ОС относятся:
- Разработка:
- государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны ОС в целях предотвращения причинения ей вреда;
- Установление:
- Платы за негативное воздействие на ОС;
- Лимитов на выбросы и сбросы ЗВ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на ОС.
- Проведение экономической оценки:
- природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС.
- Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране ОС в соответствии с законодательством РФ,
- Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану ОС.
- Возмещение в установленном порядке вреда ОС.
- Иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны ОС.
В соответствии с главой XIV устанавливаются следующие виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны ОС. (Ст. 75): имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
|
|