Предисловие автора

Студент, внимательно изучавший физику в высшем учебном заведении, принимавший основательное участие в практических занятиях, может вынести довольно полное знакомство с этим предметом и некоторое уменье обращаться с приборами. Но всего этого ему окажется недостаточно, если он пожелает стать учителем физики. Он выучился обращаться с приборами, годными к делу, а в физическом кабинете своей школы он будет беспрестанно вынимать из шкафа прибор, который «испортился» и в таком виде действовать не может. Мастерской, куда можно было бы послать прибор для починки, в городе часто не существует; надо уметь справиться самому. Обучение этому уменью не входит в установившийся вузовский курс, и по существующим книгам ему выучиться нельзя: одни сведения разбросаны по большому числу книг, на разных языках, а другие, в особенности указания на условия успеха описываемых приёмов, вовсе не попадали в литературу.

Большинство будущих учителей физики не имеют желания углубляться в это искусство, им нужны только обстоятельные и возможно сжатые указания, как выйти из ежедневно встречающихся затруднений. Но многие учителя желают устраивать приборы по-своему, собственноручно; другие идут ещё дальше и изобретают новые физические приборы, не умея работать собственноручно. И тем и другим нужны более подробные сведения о том, как изготовляют эти приборы, нужна полная «технология физических приборов». Без таких знаний нельзя удачно проектировать приборы: многое, что кажется очень просто в виде отвлечённой идеи, осуществить очень трудно, иногда невозможно, тогда как иные конструкции, более сложные, гораздо легче выполнить точно. Так, например, прямолинейное поступательно движение, да ещё без трения, мы представляем себе очень легко; вращательно движение около оси – несравненно сложнее. На самом деле несравненно легче заставить реальное тело двигаться около оси правильно и с незначительным трением, чем заставить его двигаться прямолинейно. Благодаря современным токарным станкам все вообще тела вращения можно исполнить точнее и дешевле, чем предметы, ограниченные плоскостями. Знающий всё это, очевидно, может лучше выбрать конструкцию своего предполагаемого прибора, чем незнающий.

Сведения этого рода недостаточно изучить по книжке, - они должны составлять предмет особого рода лабораторных опытов. Слова: «отожженная латунь мягка, но становится упругой от проковки в холодном состоянии», например, ещё очень мало говорят уму и сердцу читателя, никогда не обрабатывавшего (7) этот металл собственноручно. Но если он, по указанию книжки, сам проделает опыт и увидит, как возрастает упругость по мере проковки и какие обстоятельства сопровождают такую обработку, то он узнает нечто реальное, что запомнится надолго и поможет достигнуть успеха во многих случаях обработки латуни.

Такого экспериментального изложения технологии главнейших материалов и инструментов, насколько мне известно, ещё не существует ни на одном языке. Только проф. Пери в одной из своих статей указывает, что обучение ручному труду в высших технических заведениях должно вестись в таком духе. Поэтому я помещу эти дополнительные подробные сведения по технологии физических приборов в отдельной книжке: большинству учителей она не понадобится, зато послужит для изучающих ремесло в школах, которым не нужна часть, предназначенная для учителей.

Студенту – будущему учителю физики – нужны ещё сведения другого рода: он должен составить себе ясное представление о целях и методах преподавания элементарной физики.

Давно принято считать физику предметом полезным; в чём же, собственно, выражается эта польза? Как и в каком направлении вести преподавание физики, чтобы достигнуть этой пользы? Вопросов этих обычный вузовский курс не затрагивает.

В течение 36 лет мне приходилось обучать студентов уменью делать опыты и поэтому постоянно наблюдать «из-за кулис» за ходом нашей учебной машины, вращаясь при этом между наукой, техникой и преподаванием. Такое положение дало мне возможность узнать и увидеть многое, вполне ускользающее от глаза строителей нашей школы. Уже много лет, как для меня уяснилось положение дела, и я мог выработать определённые взгляды на этот предмет.

На основании этих взглядов я и постараюсь изложить здесь, какие цели нужно ставить для преподавания физики, как надо вести изложение в соответствии с поставленными целями, затрону по пути цели и методы преподавания вообще, так как многое одинаково применимо к разным предметам преподавания. Это уже составляло предмет лекции на съезде преподавателей физики в 1902 г. Изложение того, как обращаться с приборами и приводить их в порядок, я тоже читал на этом съезде и повторял с 1901 г. каждую осень перед немногими студентами старшего курса, находившими эти сведения для себя полезными. Здесь я начну с теоретической части, потому что она отчасти обусловит и мотивирует ход изложения части практической.

В. Лермантов. (8)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: