Конспект лекций по дисциплине

Государство подразделяется на субъекты различных уровней – РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.) Эти субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющие свою структуру, собственное имущество и, по общему правилу не отвечающими по обязательствам друг друга. ГК исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах, т.е. государственные и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права (п.1 ст. 124 ГК).

Гл.5 ГК определяет особенности правового положения соответствующих субъектов и установленного для них правового режима. Все это свидетельствует об особом их виде субъектов гражданского права. Их объединяет то, что все они осуществляют основную деятельность в рамках публичного права, но в связи с этим нуждаются в выступлении в гражданском обороте. Непременным условием такого выступления служит наделение соответствующих образований гражданской правосубъектностью. На указанные субъекты распространяются все основные начала гражданского законодательства в соответствии со ст. 1 ГК (см. статью)это и равенство сторон, и неприкосновенность собственности, свобода договора и др.

Правовой, в том числе гражданско-правовой, статус указанных субъектов определяется соответственно Конституцией, конституциями республик в ее составе, уставами других субъектов РФ, положениями о муниципальных образованиях, а также иными законами, включая ГК.

Однако правоспособность указанных в гл.5 ГК субъектов не во всем совпадает с правоспособностью ю.л. Так,правоспособность субъектов РФ и муниципальных образований может быть определенным образом ограничена законами Российской Федерации. В частности, это связано со ст.212 ГК, допускающей определение видов имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (см. ст.212 ГК).

В отдельных правовых актах, регулирующих выступление Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданском обороте, содержатся прямые отсылки к нормам ГК. В частности, соответствующие указания включены в Федеральный закон от 24 марта 1995 г. «О государственных долговых товарных обязательствах», посвященный облигациям государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления и обязательствам перед сдатчиками сельскохозяйственных продуктов. Эти обязательства названы «государственным долгом», и, соответственно, предусмотрено, что они «подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации». Такие отсылки не являются обязательными. Необходимость применять к рассмотренным субъектам нормы гл.5 и других статей ГК определяется правовой природой подобных отношений.

На указанных в гл.5 субъектов распространяется общий для ю.л. правовой режим. Соответственно отказ от применения той или иной нормы, в которой адресатом служит юридическое лицо, к отношениям с участием Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований возможен только в двух указанных в п.2 ст. 124 ГК случаях: если иное не вытекает из закона или особенностей указанных данных субъектов.

К РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, исходя из особенностей их правового положения, не могут быть применены, определенные нормы гл.4 ГК «Юридические лица». Среди них: ст.49 ГК «Правоспособность юридического лица», ст.51 «Государственная регистрация юридических лиц», ст.54 «Наименование и место нахождения юридического лица», ст.55 « Представительства и филиалы», а равно ст.61, 62, 63, 65 ГК, посвященные ликвидации юридического лица.

В ряде статей ГК и других изданных в соответствии с ним законов и иных правовых актов содержатся специальные упоминания о выступлении в гражданских отношениях всех или некоторых субъектов, указанных в гл.5 ГК. Например, ст.582 ГК включила их в число тех, кому могут быть сделаны пожертвования (см. ст. 582 ГК).

Отдельные из этих норм выделяют гражданские правоотношения, в которых могут выступать исключительно указанные субъекты (п.2. с. 124 ГК). Сюда относятся: ст.16 ГК - о возмещении убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, ст.115 ГК - о субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, ст.212, 214 и 215 ГК - о праве собственности субъектов, указанных в ст. 124 ГК, ст.279 и 281 ГК - о выкупе имущества для государственных или муниципальных нужд, ст.306 ГК - о последствиях принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, ст.817 ГК, признающая, что заемщиком в договоре государственного займа могут быть только Российская Федерация или субъект РФ, а муниципального займа - только муниципальное образование, ст.840 ГК - о случаях субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при невозврате гражданам банками вкладов, ст.1063 ГК - о выступлении указанных в гл.5 ГК субъектов в качестве организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, ст.1069, 1070, 1071, 1081 ГК - о специальных случаях возмещения вреда гражданам и юридическим лицам за счет казны субъектов, указанных в гл.5 ГК. Специальные случаи выступления соответствующих субъектов указаны, в частности, в Федеральных законах от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе», от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции».

Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» предусмотрено, что инвестор победившего на конкурсе инвестиционного проекта вправе по своему выбору определить различные формы участия государства в финансовом обеспечении проекта, включая предоставление валютно-номинированного государственного кредита, предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ. В первом случае государственная поддержка осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно постановлению Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 534 "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 19, ст.2298) государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по его вине. Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год.

В ряде норм содержатся указания, предусматривающие, напротив, ограничения выступлений рассматриваемых субъектов в специально установленных случаях.

Так, Закон о переводном и простом векселе устанавливает, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе обязываться по переводному и простому векселю только при условии, если это специально предусмотрено законом (СЗ РФ, 1997, №11, ст.1238).

В некоторых случаях выделение субъектов, указанных в гл.5 ГК, связано с необходимостью создания для них специального правового режима. Так, в силу п.1 ст.1063 ГК признается, что Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования могут выступать в роли организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр; при этом особо оговорено, что, в отличие от других участников гражданского оборота, они в лицензии не нуждаются.

Широкое развитие в последние годы получило вступление соответствующих субъектов в различного рода отношения, в основе которых лежит государственный кредит. Так, среди других ценных бумаг, выпущенных от имени государства, можно указать на государственные ценные бумаги, государственный республиканский внутренний заем, государственные казначейские векселя, казначейские облигации, золотые сертификаты, облигации внутреннего государственного валютного займа, государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации государственных сберегательных займов и др.

Ст. 126 ГК посвящена определению порядка деятельности указанных в гл.5 ГК субъектов. Как это имеет место и в отношении юридических лиц, гражданская дееспособность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы. Круг таких органов, а также их полномочия определяются каждым из субъектов, указанных в гл.5 ГК.

Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов гос. власти, действующих не как обособленные ю.л., а как особые представители государства. Этот орган власти действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп.1 и 2 ст. 125 ГК). К числу таких актов относятся Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, конституции (уставы) субъектов РФ и принятые в их развитии законы и подзаконные акты, аналогичные по назначению акты муниципальных образований.

Квалифицирующим признаком участия государства в гражданском обороте является не наличие или отсутствие прав ю.л., а направленность действий гос. органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия гос-ва в гражданском обороте имеет место представительства, к которым должна применятся гл. 10 ГК. В любом случае государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени гос-ва.

От имени гос-ва в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы РФ – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Центральный Банк РФ, Министерство Финансов РФ, Минимущество РФ, Федеральное Казначейство и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований (законодательные собрания, губернаторы, администрации, правительства и иные органы, названные в конституция (уставах) и законах субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления.

Наиболее часто от имени гос-ва действуют исполнительные органы власти, прежде всего Правительство РФ (администрации субъектов РФ), а также федеральные (республиканские) органы исполнительной власти. Случаи выступления этих органов от имени гос-ва предусмотрены законами и подзаконными актами, устанавливающими полномочия соответствующих органов. Причем вышестоящий орган может делегировать свои полномочия нижестоящему. Так, Правительство РФ делегировало многие свои функции министерствам и ведомствам, а те, в свою очередь, – территориальным органам.

В случае и в порядке, предусмотренным законодательством, от имени гос-ва по его специальному поручению могут выступать любые лица – гос-ые органы, органы местного самоуправления, ю.л. и ф.л. (п. 3 ст. 125 ГК). Например, интересы гос-ва в органах управления акционерных общ-в (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять ф.л., заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.

Выступление ю.л. и граждан от имени субъектов, указанных в гл.5, осуществляется в соответствии со специальными поручениями. Так, например, утв. Правительством РФ Порядок оформления и реализации задолженности субъектов Российской Федерации федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 г. (СЗ РФ, 1997, № 22, ст.2599) предусмотрел, что Минфин РФ для продажи соответствующих обязательств должен заключать договоры с посредниками и агентами, в роли которых выступают банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли на рынке ценных бумаг, имеющие необходимую лицензию.

Возможно и передоверие, исходящее от федеральных органов субъектов РФ. Так, при выпуске жилищных сертификатов для выдачи гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, эмитентом является Минфин РФ, но от его имени может выступать руководитель, заместитель руководителя органа исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченные им субъекты Федерации (СЗ РФ, 1995, № 42, ст.3983). Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» (СА РФ, 1994, № 8, ст.593) установлено, что учредителями от имени государства в предприятиях, создаваемых с участием иных лиц, выступают Госкомимущество РФ и Российский фонд федерального имущества по решению Правительства РФ, при этом ими могут назначаться по поручению Правительства представители государства на предприятиях.

Представительство граждан связано, в частности, с его участием в управлении акционерными, другими обществами и товариществами. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 (СЗ РФ, 1994, N 7, ст.700) представителями государства в органах управления указанных юридических лиц могут выступать, помимо государственных служащих, и все иные граждане Российской Федерации (кроме избранных в представительные органы исполнительной власти, а также служащих Российского фонда федерального имущества). С таким гражданином заключается контракт на представление интересов государства в соответствующих органах управления обществ и товариществ, акции (доли, паи) которых закреплены за государством.

Закон о приватизации определяет, кто, в каком порядке и в каких целях назначается представителем интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в открытых акционерных обществах, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности (ст.6).

Статья 126 ГК отражает общую структуру государственной и муниципальной собственности и систему управления ею. Она основана на том, что каждый из собственников - Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование распределяет принадлежащее ему имущество между созданными им юридическими лицами - государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными или муниципальными учреждениями. Средства соответствующего бюджета и другое имущество, оставшееся после такого распределения, составляют, как предусмотрено в п.4 ст.214 ГК, казну. Соответственно выделяется казна Российской Федерации; субъекта РФ; муниципального образования. Именно имущество, составляющее в конкретном случае такую казну, служит объектом взыскания по долгам указанных в гл.5 субъектов. Прямые указания на необходимость возмещения вреда за счет казны содержатся, в частности, в ст.1069 ГК «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», ст.1070 ГК «Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда». Помещенная в ту же гл.59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда» ст.1071 устанавливает, что при возмещении вреда за счет казны от ее имени (имеется в виду - от имени субъекта, за которым стоит казна) выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Указанная норма применяется и в других подобных случаях возмещения вреда за счет казны (например, при неосновательном обогащении соответствующего субъекта, указанного в гл.5, при уплате, сверх причитающегося, налогов и сборов в соответствующий бюджет). В соответствии с разъяснением Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 при предъявлении гражданином или юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, ответчиком по делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Состав казны определяется в отношении государственной собственности п.4 ст.214 ГК, а муниципальной п. 3 ст.215 ГК (см. статьи). Поскольку обе эти статьи включают в казну как бюджетные средства, так и иное имущество соответствующего субъекта, кроме закрепленного за созданными ими предприятиями и учреждениями, следует признать, что объекты взыскания по долгам указанных в гл.5 субъектов не только не связаны с самим бюджетом, но и не зависят от того, отражены ли соответствующие долги в бюджете или нет. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 обращает внимание на то, что средства соответствующего бюджета являются первоначальным объектом взыскания и только при отсутствии денежных средств объектом взыскания становится остальное имущество, составляющее казну.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 950 (СЗ РФ, 1994, № 17, ст.2003) в случаях предъявления исков к Правительству РФ представителями его интересов назначаются на основании распоряжения Правительства соответствующему федеральному органу (в зависимости от характера заявленных требований) должностные лица этих органов. При этом полномочия указанных лиц определяются доверенностью соответствующего федерального органа. При удовлетворении судом исковых требований руководитель этого органа вносит предложение об обжаловании решения суда либо о мерах по его выполнению.

При привлечении к имущественной ответственности субъектов, указанных в гл.5, возникает необходимость определить, кто должен выступать ответчиком по делу. Прямое указание на этот счет может содержаться в законе. Так, в силу ст.1071 ГК "Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет" от имени казны Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, выступают "соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина". Разъяснение смысла приведенной нормы применительно к случаю предъявления иска о возмещении убытков по ст.16 ГК (см.ст.) содержится в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8: в подобных случаях взыскание обращается на имущество соответственно Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а ответчиком по делу признаются указанные субъекты в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. При этом, если иск заявлен не к тому органу, который должен в соответствии с законом быть адресатом требования, производится обычная замена ненадлежащей стороны. См. также Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 1997 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 14 мая 1997 г. (Бюллетень ВС РФ, 1997, № 8, с.20)

Таким образом, есть основания предполагать, что ответчиком, т.е. стороной спорного материального правоотношения должен являться один из субъектов, упомянутых в гл.5, а соответствующий его орган - это лишь его представитель.

Именно такую позицию занял Верховный Суд РФ при рассмотрении дела по иску держателя облигации государственного целевого займа СССР, приобретенной для покупки автомашины в 1993 г., к отделению Сберегательного банка. В постановлении по делу было отмечено, что хотя облигация куплена в отделении Сберегательного банка, но учреждения этого банка выполняли лишь посреднические функции, а надлежащим ответчиком по спорам, связанным с погашением облигаций, должно являться государство, т.е. Россия в лице его Правительства как правопреемник СССР (Бюллетень ВС РФ, 1996, № 4, с.3).

Ст. 126 ГК проводит принцип имущественной ответственности «каждого за себя». Этот принцип находит троякое проявление. Во-первых, Российская Федерация не несет ответственности за субъектов РФ и муниципальные образования и, наоборот, субъекты РФ и муниципальные образования не несут ответственности ни за других субъектов РФ или муниципальных образований, ни за Российскую Федерацию. Во-вторых, юридические лица, которые были созданы субъектами, указанными в гл.5, не отвечают по долгам этих последних и, в-третьих, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долгам созданных ими юридических лиц. Это последнее правило знает исключения. Имеется в виду субсидиарная ответственность Российской Федерации по долгам казенного предприятия при недостаточности его имущества (см. п.5 ст.115 ГК), а также всех собственников, включая указанных в гл.5 субъектов, по долгам созданного ими учреждения при недостаточности у него денежных средств (см. ст.130 ГК). Общая норма о субсидиарной ответственности (см. ст.399 ГК) применительно к ответственности Российской Федерации субъектов РФ и муниципальных образований по долгам казенного предприятия и учреждения не действует.

Закон может специально регулировать порядок подсчета убытков, подлежащих возмещению указанными в гл.5 субъектами. Так, Федеральным законом от 21 июня 1996 г. «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» (СЗ РФ, 1996, № 28, ст.3349) установлена единица такого номинала применительно к гарантированным сбережениям граждан, а также определены способы установления долговой стоимости.

В п.6 ст. 126 ГК предполагается поручительство, именуемое в нормативных актах нередко - гарантия. Основанием такой гарантии служат различного рода правовые нормативные акты. Так, в соответствии с Законом о закупках Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям авансовую оплату, а также соответствующие дотации из бюджета. Кроме того, Российская Федерация и субъекты РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, связанных с выделением государственным заказчиком финансовых средств, должны выплачивать тем, кто заключил государственный контракт, вызванные этим штрафы из соответствующего бюджета. Законом о поставках установлено, что Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика «стороны государственного контракта» в пределах выделенных для этого средств.

Включение п.6 статьи 126 ГК необходимо потому, что гарантия (поручительство), данная субъектами, указанными в гл.5, или самим этим субъектом, предполагает возможность наступления ответственности «по чужому долгу», что остальными пунктами статьи 126 ГК исключается.

Например, Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 предусмотрено предоставление государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Статья 127 ГК содержит особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств. Она определяет, что основания ответственности вытекают из закона об иммунитете гос-ва и его собственности.

В настоящий момент Закон об иммунитете государства и его собственности пока не принят.

Международные соглашения, подписанные Российской Федерацией, в ряде случаев содержат взаимные ограничения иммунитета России и ее партнера по соглашению. Так, например, в ст.8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции о поощрении и взаимной защите капиталовложений предусмотрено, что любой спор между инвестором одной из договаривающихся сторон и другой договаривающейся стороной по поводу осуществленных на ее территории инвестиций, а значит, в том числе спор между инвестором из Швеции и Российской Федерацией по поводу инвестиций на территории Российской Федерации может быть в случае, если спор не будет разрешен мирным путем, передан инвестором в арбитраж ad hoc, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли. Решение Арбитражного суда будет окончательным и обязательным для сторон в споре (СЗ РФ, 1996, №47, ст.5303).

Законом «О соглашениях о разделе продукции» (ст.23) предусмотрено, что в такого рода соглашениях, заключенных с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ Правительства РФ от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«С О Ц И О Л О Г И Я»

для студентов дневного и заочного отделения,

обучающихся на технических и экономических специальностях

Мариуполь 2009

Социология. Конспект лекций для самостоятельной работы студентов технических и экономических специальностей/ПГТУ, Каф.социологии и соц.работы, инженерно-педагогический фак.; сост. Ю.В. Бондаренко. – Мариуполь.2009.- 45 с.

Составителями конспекта лекций учтены технология модульно-рейтингового изучения и оценки знаний студентов. Конспект лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет своей целью оказать теоретическую и практическую помощь студентам дневной и заочной форм обучения на всех этапах работы по данному курсу.

Рецензент: Г.А.Анохина, доц.,к.и.н.

Сост. И.С.Бондаренко, ст.пр.

Ответственный за выпуск: В.В.Харабет, доц.,к.п.н.,

зав.каф.социологии и

социальной работы

Утверждено

на заседании кафедры

«Социология и социальная работа»

протокол № 3 от 16.10.2009г.

Утверждено

на заседании ученого совета

инженерно-педагогического факультета

Протокол № от 2009г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: