План:
1. Понятие «культура». Культура и общество.
2. Культура и цивилизация.
3. Социальные функции культуры.
4. Основные формы культуры.
5. Политическая культура. Типология политической культуры.
Проблемные задания:
1. «В качестве синонима духовной культуры можно пользоваться и понятием просвещение». (Витаньи И. Общество, культура, социология. - М., 1984, с. 114). Согласны ли вы с этим высказыванием? Сопоставьте понятие «духовная культура» и «просвещение».
2. Как связаны между собой культура и язык?
3. Каковы, на ваш взгляд, различия между обществом и культурой?
4. Что дает более глубокое понимание древней культуры — изучение руин,
скульптур, посуды из раскопок или нематериальной культуры в виде
литературы, писем, документов? Почему?
5. Каков характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с
доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий.
6. Позитивное или негативное влияние оказывает этноцентризм на социальные группы? В каких случаях проявляется такое влияние? Приведите примеры.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проведите социологическое исследование и выясните, какое содержание
вкладывают студенты вашей группы в понятие «культурный человек».
2. Выберите какую-либо профессиональную группу и опишите особенности поведения, характерные для субкультуры данной группы.
3. Изучите иерархию ценностных ориентации студентов вашей группы,
используя список ценностей:
- здоровье; интересная работа; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановка в стране, мире; общественное признание; счастливая семейная жизнь; свобода; жизнь, полная удовольствий, развлечений; возможность расширения своего образования.
1
Каждое общество обладает культурой. Особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. «Культура» (лат.) – «возделывание почвы, ее культивирование». Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте,
происходящие под воздействием человека.