Принципы финансового менеджмента

Финансовый менеджмент основан на следующих принципах управления: плановость и системность, целевая направленность, диверсифицированность, стратегическая ориентированность.

Плановость и системность означает планирование материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью их сбалансированности. Финансовое планирование в данном случае имеет внутреннюю ориентацию. Его организация в разрезе структурных подразделений предприятия становится необходимым элементом внутреннего управления производством в условиях реального хозрасчета.

Принцип целевой направленности требует, чтобы в организации управления финансовой деятельностью учитывались цели, которые ставит перед собой каждый хозяйствующий субъект. Традиционно — это рентабельность, производительность, устойчивые доходы, положение на рынке. В странах с развитой рыночной экономикой в качестве целевых установок могут быть названы также ответственность перед обществом, нововведения. Основным ориентиром в работе и контролирующим фактором являются рентабельность и производительность.

Принцип диверсифицированности предполагает многопрофильность в работе, сочетание различных комбинаций выпускаемых товаров и видов деятельности, инвестирование денег в различные ценные бумаги. Этот принцип обеспечивает получение стабильных доходов и рост рентабельности, снижает риск банкротства и повышает конкурентоспособность предприятия.

Однако руководствоваться этим принципом в процессе управления финансами следует осознанно, с предвидением последствий. С одной стороны, он проявляется в значительном отвлечении финансовых ресурсов, что требует особого внимания со стороны финансового менеджера, с другой — разнообразие производственной деятельности, множество поставщиков предполагают неизбежность нарушения условий договоров, сбоев в производстве. В этих условиях многие стремятся самостоятельно выпускать необходимые производству комплектующие изделия, что приводит к росту затрат и отпускных цен, создает проблемы с реализацией продукции.

Принцип стратегической ориентированности выражается в том, что достижение целей, которые должны ставить перед собой хозяйствующие субъекты, задается стратегией развития, задача которой состоит в отрицании тех вариантов принятия решения, которые могут противоречить основным целям. При этом стратегия задается условиями выполнения как перспективных, так и текущих планов. В период формирования рыночных отношений, осложненный нестабильностью, зарождающейся конкуренцией, целесообразно прибегать к опережающему управлению.

Его задача заключается в выявлении пределов расширения производства, прогнозировании инновационных вариантов развития предприятия, альтернативных путей принятия решений, выборе новых направлений финансирования.

Опережающее управление отдает предпочтение будущим прибылям и финансированию нововведений. Без этого невозможны устойчивое положение на рынке и развитие предприятия. С позиций сегодняшнего дня финансирование нововведений не всегда выглядит обоснованным, так как требует дополнительных затрат, отдача от которых имеет значительный временной лаг. Реализация такого подхода связана с накоплением капитала либо привлечением заемных средств. «Проедание» капитала лишает предприятия будущего.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: