Тезисы лекции. Важным этапом в создании квантовой механики явилось обнаружение волновых свойств микрочастиц

Важным этапом в создании квантовой механики явилось обнаружение волновых свойств микрочастиц. Идея о волновых свойствах была первоначально высказана как гипотеза французским физиком Луи де Бройлем. Чтобы объяснить некоторые физические явления, необходимо рассматривать свет как поток частиц- фотонов.

Фотон – элементарная частица света, обладающая света, обладающая волновыми свойствами. Формула для импульса фотона

(1)

По де Бройля, движение частицы, например электрона, подобно волновому процессу с длиной волны . Эти волны называют волнами де Бройля.

Так как с микрочастицей сопоставляют волновой процесс, который соответствует ее движения, то состояние частиц в квантовой механике описывается волновой функцией, зависящей от координат и времени: . В результате решения основного уравнения квантовой механики, предложенного Э.Шредингером.

Применительно к стационарным состояниям уравнение Шредингера:

(2)

Уравнение Шредингера можно применить и к более сложным силовым полям, например к электрону в атоме. Это приведет к дополнительным математическим трудностям, но не изменит основных особенностей атомных систем: дискретности энергетических состояний, вероятностных суждений о нахождении электрона и т.д.

Согласно теории Бора, электрон в атоме водорода вращается по круговой орбите вокруг ядра. Из всех возможных орбит стационарные остояния соответствуют только тем, для которых момент импульса равен целому числу h/(2 ):

, (3)

Иллюстративный материал: презентация на Power Point

Литература

1. А.Н. Ремизов и др. Медицинская физика. М., Дрофа. 2003г.

2. А.Н. Ремизов, А.Я. Потапенко Курс физики М., Дрофа. 2002г.

3. А.Н. Ремизов Медицинская и биологическая физика М., 1987г.

4. Н.М. Ливенцев Курс физики. М.,1987г

Контрольные вопросы:

1. Гипотеза о волновых свойствах частиц.

2. Уравнение шредингера.

3. Понятие о теории Бора.

4. Электронные оболочки сложных атомов.

5. Энергетические уровни молекул.


Тема 15. Свойства ядер.Радиоактивность.

Цель: Изучение радиоактивного излучения и воздействия ионизирующего

излучения на биологические системы.

Тезисы лекции:

Радиоактивность (от лат. radio — «излучаю», radius — «луч» и activus — «действенный») — явление спонтанного превращения неустойчивого изотопа химического элемента в другой изотоп (обычно другого элемента) (радиоактивный распад), или (реже) — явление спонтанного испускания - частиц без превращения.

Радиация, или ионизирующее излучение, – поток частиц, энергия которых достаточно велика, чтобы вызвать ионизацию атомов и молекул в облучаемом веществе с соответствующей передачей энергии.

Рентгеновское излучение, невидимое излучение, способное проникать, хотя и в разной степени, во все вещества. Представляет собой электромагнитное излучение с длиной волны порядка 10-8 см.

Иллюстративный материал: презентация на Power Point

Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика, М."Высшая школа".1987г. гл.

2. Ремизов А.Н. Курс физики, электроники и кибернетики. М. "Высшая школа".1982г.

3. Ремизов А.Н.. М.: Медицинская и биологическая физика. М.:Высшая школа 1999г.

4. Ремизов А.Н., Потапенко А.Я. Курс физики. М.Дрофа. 2002г. 615-656стр.

5. Савельев И.В. Курс физики. – М.: Наука, 1989.

6. Кудрявцев П.С. Курс физики – М.: Просвещение, 1974.

7. https://www.cultinfo.ru

Контрольные вопросы

  • Радиоактивность. Ядерные излучения.
  • Закон радиоактивного распада
  • Рентгеновское излучение. Виды, основные свойства
  • Диагностическое применение: рентгеноскопия, рентгеновская томография, компьютерная томография.
  • Биофизические основы действия ионизирующих излучений на организм
  • Дозиметрия
  • Поток частиц. Экспозиционная доза
  • Поглощенная доза. Эквивалентная доза

Специальность: Технология фармацевтического производства

Кафедра: Мед.биофизики, информатики и мат.статистики

Методические рекомендации для практических занятий

Курс: 1

Дисциплина: Физика

Составители ППС кафедры

Алматы, 2011 г.

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол № от

Утверждены

Зав.каф.,_____проф. Нурмаганбетова М.О.


Тема 1. Вводное занятие. Элементы статистической обработки экспериментальных данных

Цель занятия:

Ознакомить студентов с целью физического практику­ма, показать значение физических методов диагностики и лечения, использу­емых в медицине, необходимость знания основ современной медицинской аппаратуры. Объяснить студентам методику подготовки и выполнения лабораторных работ, требования, предъявляемые к допуску и оформлению и сдачи отчета по данной работе.

Задачи обучения:

1. Ознакомить правилами техники безопасности при работе лабораторных работ

2. Вычисление погрешнос­тей;

3. Понятие и расчет основных статистических характеристик, используе­мых при обработке медицинской информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: