Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия.
Движущие силы ПП – противоречия. Это столкнувшийся в конфликте противоположные начало.
Выделяют внешние и внутренние противоречия.
Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.
К внешним относятся противоречиям между: 1) внешним воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать; 2) целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов; 3) нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в педагогическом процессе; 4) обобщенным опытом, представленным в содержании воспитания и образования и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности; 5) коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями и др.
Ведущие противоречия – внутренние.
Внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.
|
|
Одно из основных – противоречие между возникающими новыми потребностями и запросами и достигнутыми возможностями их удовлетворения.
В школьном возрасте это противоречие проявляется в расхождении между: 1) достигнутым уровнем знаний, умений, навыков, уровнем сформированных качеств личности и требуемым для решения новых познавательных и практических задач; 2) стремлением школьников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, физического развития; 3)знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и низким уровнем сформированности его реального поведения и др.
Рассмотрим механизм действия противоречия: между имеющимися знаниями, умениями и необходимыми для решения поставленных задач по новой теме учебной дисциплины.
Движущая сила противоречия - это психологическое ощущение затруднений в решении поставленных задач. Учащейся на уроке осознав данное затруднение (то что ему не достает ЗУМ для решения задачи), проявляет повышенную умственную активность и выполняет действия по овладению необходимой суммой ЗУН для решения поставленной задачи. Это противоречие возникает на каждом уроке, В процессе освоения учебного материала урока учеником, поставленное противоречие разрешается.