Система – совокупность компонентов, взятых в определенной последовательности и порядке. ПП как система, включает компоненты:
- субъекты, их деятельность (педагог, ученик, коллектив);
- целевой компонент – включает цели педагогической деятельности: от государственной цели до конкретных целей формирования отдельных качеств личности; предполагает учет закономерностей и принципов ПП (цель);
- содержательный компонент (содержание ПП);
- операционно- деятельностный компонент – обеспечивает взаимодействие педагогов и учащихся посредством методов, форм, средств (методы, формы, средства обучения и воспитания);
- результативный компонент - отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью (результат).
Субъекты – это педагог, ученик, коллектив.
В авторитарной педагогике – педагогике воздействия: педагог – субъект; ученик, коллектив – объекты.
В гуманистической педагогике – педагогике взаимодействия, педагог и ученик паритетные партнеры. Ученик как субъект, активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воздействиям, идет на продуктивное взаимодействие или пассивен, в решении познавательных и практических задач опирается на свой познавательный опыт, интересы, способности, жизненный опыт.
Деятельность педагога – преподавание, руководство внеучебной деятельность учащихся.
Деятельность ученика, коллектива – 1) учение, труд, игра, общение; 2.) познавательная, общественная, художественная, спортивная, трудовая, этическая, досуговая и др.
Цель педагогического процесса - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия педагогов и учащихся.
Это достижение определенного уровня образования (основного общего образования, среднего общего образования.) Что, предполагает формирование у школьников знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта творческой деятельности и компетенций, необходимых для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Включает многообразие целей: изучения дисциплины, урока, внеклассного мероприятия, воспитания коллективов школьников разных классов и др.
Содержание педагогического процесса.
Это концентрированный опыт, культура человечества в освоении природного и социального мира. Представленный в виде педагогически адаптированной системы знаний, умений, навыков, компетенций; идеалов, ценностей, ценностных установок, норм и правил поведения, эмоционально – ценностного отношения к миру, способов творческой деятельности. Овладение элементов содержанияпедагогического процесса обеспечивает подготовку школьника к жизни и труду в современном обществе, осознанный выбор профессии
Формы педагогического процесса - внешнее выражение взаимодействия педагогов и учащихся.