Историография изучаемого вопроса обучения. Основные признаки классно-урочной системы обучения

 

Обучение детей стало массовым. Возникла концепция коллективного обучения. Она впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. Описана в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Я. А. Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа — учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.

В дальнейшем существенный вклад ее разработки внесли И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт. А. Дистервег, К.Д Ушинский и другие педагоги.

В 19 в. стала одной из ведущих систем организации школьного обучения во многих странах. В школах России классно-урочная система начала широко применяться в последней четверти 18 в.; изданное в 1783 "Руководство учителям первого и второго класса народных учили Российской империи" утверждало данную систему как основную систему организации обучения в русских народных школах.

-----------------------

Основные признаки классно-урочной системы обучения:

- основной формой организации обучения является урок, применяются и другие формы обучения, в тесной связи с уроком: практикумы, домашняя работа, факультативы, экскурсии и др.;

- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;

- ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;

- класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется);

- класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;

- для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;

- учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;

- учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;

- обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

Достоинства классно-урочной системы обучения: обеспечивает организационную чёткость и упорядоченность всего педагогического процесса, систематичность и последовательность обучения; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

Недостатки, снижающие ее эффективность: ориентация на «среднего» ученика, ограниченные возможности индивидуального подхода, работа в едином для всех темпе, предъявлением одинаковых требований ко всем учащимся, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, слабая речевая деятельность учащихся во время урока, определенная искусственность в делении всех занятий на 40-45 минутные отрезки. В ее рамках больше всего страдают как слабые ученики, которые не успевают усвоить знания, так и сильные, испытывающие скуку, теряющие интерес к учебе, не реализующие свой потенциал. Навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: