Монолог

В соответствии с Академическим словарем русского языка монолог – это «речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям». Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации.

Устная монологическая речь является основой древнейшей науки – риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества.

За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному.

1. Древние греки трактовали риторику как «искусство убеждения». (Платон, Исократ, Аристотель и др).

2. Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо» (Квинтилиан).

3. В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения речи».

В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. В основе ее лежат две главные категории: понимание и воля. Влияя на людей, ритор пытается внушать им мысли, чувства, решения, овладеть их разумом, сердцем и волей.

Способы воздействия на аудиторию:

- логос (знание предмета речи, владение логикой и искусством аргументации);

- этос (нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям);

- пафос (это неравнодушное отношение говорящего к предмету речи, умение эмоционально воздействовать на слушателей).

Как деятельность риторика в классическом понимании предполагает:

- определенную природу (естество, или врожденное качество);

- метод, или системное изложение правил и рекомендаций;

- практику, или упражнение в сочинительстве вкупе с изучением и имитацией моделей.

В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как:

- наука об ораторском искусстве;

- свод правил ораторского искусства или учебной дисциплины;

- злоупотребление ораторским искусством.

Монологическая речь - основа риторики, процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка.

Речь (выступление) бывает:

Информационная ( функция передачи и обогащения знаний, оратор должен учитывать интеллектуальные способности и познавательные возможности слушателей).

Виды информационной речи – это сообщение, отчет, выступление на собрании, митинге, доклад и т. д. Рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывая причинно-следственную взаимосвязь явлений.

Убеждающая речь (на первом плане эмоциональный аспект, поэтому необходимо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру).

Виды убеждающей речи: торжественная речь, поздравительная, поминальная, напутственная и др. Выступая с такой речью, следует избегать излишней сентиментальности при выражении радости, скорби, уважения. Выступающий должен воспитать в себе умение психологически правильно «настроиться» на слушателей на основе знания их запросов, эмоциональности, актуальной жизненной ситуации.

Побуждающая речь (направлена на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Наиболее употребительные формы такой речи: митинговая, политическая, рекламная и др. Высказывания побуждающей речи должны быть краткими и направленными на выявление вопросов о том, что необходимо сделать; почему это необходимо сделать; как это сделать.

Во всех видах выступлений речевые средства выбираются в зависимости от предмета речи, слушателей и поставленной цели. Предмет речи оказывает существенное влияние на язык и стиль выражения.

Далеко не всегда эти виды речей реализуются в чистом виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: