В соответствии с Академическим словарем русского языка монолог – это «речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям». Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации.
Устная монологическая речь является основой древнейшей науки – риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества.
За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному.
1. Древние греки трактовали риторику как «искусство убеждения». (Платон, Исократ, Аристотель и др).
2. Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо» (Квинтилиан).
3. В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения речи».
В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. В основе ее лежат две главные категории: понимание и воля. Влияя на людей, ритор пытается внушать им мысли, чувства, решения, овладеть их разумом, сердцем и волей.
Способы воздействия на аудиторию:
|
|
- логос (знание предмета речи, владение логикой и искусством аргументации);
- этос (нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям);
- пафос (это неравнодушное отношение говорящего к предмету речи, умение эмоционально воздействовать на слушателей).
Как деятельность риторика в классическом понимании предполагает:
- определенную природу (естество, или врожденное качество);
- метод, или системное изложение правил и рекомендаций;
- практику, или упражнение в сочинительстве вкупе с изучением и имитацией моделей.
В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как:
- наука об ораторском искусстве;
- свод правил ораторского искусства или учебной дисциплины;
- злоупотребление ораторским искусством.
Монологическая речь - основа риторики, процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка.
Речь (выступление) бывает:
Информационная ( функция передачи и обогащения знаний, оратор должен учитывать интеллектуальные способности и познавательные возможности слушателей).
Виды информационной речи – это сообщение, отчет, выступление на собрании, митинге, доклад и т. д. Рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывая причинно-следственную взаимосвязь явлений.
Убеждающая речь (на первом плане эмоциональный аспект, поэтому необходимо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру).
Виды убеждающей речи: торжественная речь, поздравительная, поминальная, напутственная и др. Выступая с такой речью, следует избегать излишней сентиментальности при выражении радости, скорби, уважения. Выступающий должен воспитать в себе умение психологически правильно «настроиться» на слушателей на основе знания их запросов, эмоциональности, актуальной жизненной ситуации.
|
|
Побуждающая речь (направлена на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Наиболее употребительные формы такой речи: митинговая, политическая, рекламная и др. Высказывания побуждающей речи должны быть краткими и направленными на выявление вопросов о том, что необходимо сделать; почему это необходимо сделать; как это сделать.
Во всех видах выступлений речевые средства выбираются в зависимости от предмета речи, слушателей и поставленной цели. Предмет речи оказывает существенное влияние на язык и стиль выражения.
Далеко не всегда эти виды речей реализуются в чистом виде.