Скрепер

Скрепер – выемочно-транспортирующая машина, используемая для послойного отделения от массива породы, ее захвата, транспортирования и послойной укладки в месте выгрузки. Скрепер представляет собой самоходную или буксируемую тележку с ковшом, имеющим нож по всей ширине передней кромке днища, с помощью которого отделяется слой породы. Ковш является рабочим органом скрепера.

Рис. 5.4 Скрепер самоходный, агрегатированный на одноосном тягаче:

а – конструктивная схема; б – схема гидроуправления поворотом тягача:

1 – тягач; 2 – тяговые рамы; 3 – седельно-сцепное устройство; 4 – ковш; 5, 6 – боковой и средний ножи; 7 – заслонка; 9 – задняя подвижная стенка; 9, 10 – соответственно гидроцилиндры и рычаги механизма поворота тягача; 11 – гидроцилиндры подъема-опускания ковша; 12 – гидроцилиндры управления заслонкой; 13 – гидроцилиндры выдвижения задней стенки ковша; 14 – рулевая колонка; 15 – гидрораспределитель

Ковш 4 (рис. 5.4.) врезается в массив под действием тягового и напорного усилий. Спереди он снабжен заслонкой 7, которая может открываться на определенную величину, вследствие чего изменяется размер щели между режущей кромкой ковша и нижней кромкой заслонки. Величина щели в зависимости от толщины срезаемого слоя и физико-механических свойств породы регулируется системой управления. После заполнения ковша заслонка закрывается, а ковш переводится в транспортное положение.

В горной промышленности используются четыре основных типа самоходных и полуприцепных скреперов: стандартный однодвигательный, загружаемый за счет использования дополнительного гусеничного трактора-толкача; двухмоторные стандартные с приводом на все колеса; элеваторные скреперы, саморазгружающиеся благодаря использованию подъемной способности элеватора, и двухмоторные самоходные, оборудованные сцепкой для работы по схеме «тяни-толкай».

По способу загрузки скреперы подразделяются на стандартные, заполняемые благодаря подпору грунта при реализации тягового усилия (загрузка тяговым усилием), и элеваторные, загружаемые с помощью шнекового или элеваторного устройства.

По способу разгрузки. Для современных скреперов характерен принудительный способ разгрузки.

По типу управления - с канатным, электромеханическим и гидравлическим управлением.

По способу агрегатирования – на прицепные и самоходные.

По типу тягача или ходового оборудования – на колесном (с одним или всеми ведущими колесами) или гусеничном ходовом оборудовании.

По типу трансмиссии – на механические, гидромеханические, электрические и гидростатические.

Главный параметр скрепера – геометрическая вместимость ковша Е3).

Ширина ковша скрепера В (м) по условиям проходимости машины выполняется максимально возможной и при известной ширине колеи тягача В к (м) определяется по формуле В = В к + В ш + 2 Δ, где В ш – ширина пневмошины, м; Δ = 0,03÷0,06 – поперечный зазор между шиной и стенкой ковша, м.

С другой стороны,ширина ковшавместимостью до15м3 ограничивается габаритом погрузкиего на железнодорожный транспортбез разборки. Ковши большей вместимости при транспортировке разбираются.

В зависимости от вместимости ковша его ширина может быть также определена по формулам

В = 1,43 Е 0,38 (для Е< 11 м3);

В = 3,41+0,01 Е (для Е = 11÷25 м3).

Высота H к и длина L ковша скрепера соответственно равны: H к = (0,4÷0,6) В; L= (1,4÷1,8) H к. Большие значения L принимаются для ковшей меньшей вместимости.

Нож скрепера бывает плоским, ступенчатым или полукруглой формы, иногда с клиновым заострением. По мере наполнения ковша увеличиваются силы сопротивления заполнению, поэтому для использования тягового усилия в конце процесса резания приходится уменьшать сечение стружки, что лучше всего достигается при ступенчатой режущей кромке ковша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: