В работе Г. Маркузе «Одномерный человек» (1964 г.) раскрывалось понимание характера и движущих сил революции в современном обществе. В ней обосновывался тезис о деградации пролетариата в «индустриальных странах», так как он интегрирован в систему и перестал быть «антагонистом» властвующих структур. Одномерное общество формирует одномерное сознание, являющееся результатом манипулятивного воздействия со стороны технократов, бюрократов, партократов и т. п. через индустрию школьно-вузовского образования, средств массовой коммуникации, досуга, армию, церковь и т. д. Повседневный язык современного общества, по мнению Маркузе, формировался в реальной жизни и отражает то, что люди видят по телевидению, слушают по радио, читают в газетах, беседуют с людьми. Все сливается с тем, что они действительно видят, чувствуют, думают. В результате люди говорят и языком своих господ, политиков, авторов рекламных текстов и т. п., и их критическое отношение к действительности ослабляется. Тем самым создается благодатная почва для социального конформизма и манипулирования массовым сознанием, придания ему одномерного характера, и предотвращения опасных для индустриального общества оппозиционных настроений.
|
|
В результате формируется одномерное видение мира, на котором лежит ответственность возникновения глобальных проблем;
- ориентация на абсолютную эффективность
производства;
- ориентация на создание и удовлетворение
порабощающих людей потребностей;
- понимание обусловленности человеческого существования исключительно средствами экономического роста;
- представление о непосредственном совпадении расширения технико-рациональных структур и действий с духовным развитием общества;
- представление о направленности исторического прогресса ко всеобщему эгалитарному равенству или экономическому благополучию.
В итоге «одномерный человек» из «спящей массы» (рабочий класс), интегрированный в это общество, не способен ни выработать, ни воспринять революционное сознание как непременное условие и предпосылку социальной революции. Рабочие в случае серьезного кризиса рискуют потерять больше, чем только свои цели. Поэтому они во всех высокоразвитых странах представляют главную силу консерватизма.
Необходимость тотального отрицания «единого индустриального общества» актуализировала перед франкфуртцами вопрос поиска сил, которые могли бы его осуществить, - «субъекта революционного (исторического) процесса». Несправедливые отношения господства и подчинения можно устранить с помощью радикальной критики (оружие критики), путем морального осуждения эксплуатации и угнетения и их идеологии. Эта «революция в сознании» должна освободить людей от угнетающих их ложных представлений, от одномерного сознания. В результате данной «интеллектуальной революции» (революции в человеке) должен произойти индивидуальный бунт каждого, «великий отказ» участвовать в игре «потребительского общества». Поэтому носителем революционной идеологии и исполнителем революции (субъект революции) являются те, кто обладает «двумерным» мышлением, способным критически оценивать действительность, противостоять манипулированию сознанием и не стать рабом одномерного сознания. Это прежде всего новый класс - интеллигенция и служащие, обладающие интеллектуальным и культурным потенциалом. Ведущая роль принадлежит гуманитарной интеллигенции и она является реальной силой, способной осуществить революционное изменение общества. К интеллигенции примыкает студенчество и городские слои населения, которым также свойственно критическое мышление. Кроме них революционной силой являются также нищие массы третьего мира (люмпенизированные), ущемленные национальные и религиозные меньшинства (не пролетарский протест).
|
|