Концепция «одномерного человека»

­

В работе Г. Маркузе «Одномерный человек» (1964 г.) раскрывалось понимание характера и движущих сил революции в современном общест­ве. В ней обосновывался тезис о деградации проле­тариата в «индустриальных странах», так как он интегрирован в систему и перестал быть «антаго­нистом» властвующих структур. Одномерное общес­тво формирует одномерное сознание, являющееся результатом манипулятивного воздействия со сто­роны технократов, бюрократов, партократов и т. п. через индустрию школьно-вузовского образо­вания, средств массовой коммуникации, досуга, ар­мию, церковь и т. д. Повседневный язык современного общества, по мнению Маркузе, формировался в реальной жизни и отражает то, что люди видят по телевидению, слушают по радио, читают в газетах, беседуют с людьми. Все сливается с тем, что они действитель­но видят, чувствуют, думают. В результате люди говорят и языком своих господ, политиков, авто­ров рекламных текстов и т. п., и их критическое отношение к действительности ослабляется. Тем самым создается благодатная почва для социально­го конформизма и манипулирования массовым со­знанием, придания ему одномерного характера, и предотвращения опасных для индустриального общества оппозиционных настроений.

В результате формируется одномерное видение мира, на котором лежит ответственность возни­кновения глобальных проблем;

- ориентация на абсолютную эффективность

производства;

- ориентация на создание и удовлетворение

порабощающих людей потребностей;

- понимание обусловленности человеческого су­ществования исключительно средствами экономи­ческого роста;

- представление о непосредственном совпаде­нии расширения технико-рациональных структур и действий с духовным развитием общества;

- представление о направленности историчес­кого прогресса ко всеобщему эгалитарному равен­ству или экономическому благополучию.

В итоге «одномерный человек» из «спящей мас­сы» (рабочий класс), интегрированный в это об­щество, не способен ни выработать, ни воспринять революционное сознание как непременное условие и предпосылку социальной революции. Рабочие в случае серьезного кризиса рискуют потерять больше, чем только свои цели. Поэтому они во всех высокоразвитых странах представляют главную силу консерватизма.

Необходимость тотального отрицания «единого индустриального общества» актуализировала перед франкфуртцами вопрос поиска сил, которые могли бы его осуществить, - «субъекта революционного (исторического) процесса». Несправедливые отно­шения господства и подчинения можно устранить с помощью радикальной критики (оружие крити­ки), путем морального осуждения эксплуатации и угнетения и их идеологии. Эта «революция в со­знании» должна освободить людей от угнетающих их ложных представлений, от одномерного созна­ния. В результате данной «интеллектуальной рево­люции» (революции в человеке) должен произойти индивидуальный бунт каждого, «великий отказ» участвовать в игре «потребительского общества». Поэтому носителем революционной идеологии и ис­полнителем революции (субъект революции) явля­ются те, кто обладает «двумерным» мышлением, способным критически оценивать действительность, противостоять манипулированию сознанием и не стать рабом одномерного сознания. Это прежде всего новый класс - интеллигенция и служащие, обла­дающие интеллектуальным и культурным потен­циалом. Ведущая роль принадлежит гуманитарной интеллигенции и она является реальной силой, способной осуществить революционное изменение общества. К интеллигенции примыкает студенчес­тво и городские слои населения, которым также свойственно критическое мышление. Кроме них революционной силой являются также нищие мас­сы третьего мира (люмпенизированные), ущемлен­ные национальные и религиозные меньшинства (не­ пролетарский протест).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: