Дайте развернутое определение следующих понятий: детерминация, причинность, причина и условие преступности. В чем состоит их различие?
Задание 2.
Классифицируйте причины и условия преступности по:
а) уровню функционирования;
б) природе возникновения;
в) содержанию;
г) механизму действия.
Проиллюстрируйте каждую разновидность причин и условий примерами.
Задание 3.
Проанализируйте основные подходы к определению причин и условий преступности в отечественной криминологии:
а) концепции объективных противоречий (Я.И. Гилинский, И.И. Карпец, П.П. Осипов);
б) микроструктурные теории причин преступности (А.Б. Сахаров, Ю.М. Антонян);
в) социально-психологическая теория Н.Ф. Кузнецовой;
г) теория интеракции В.Н. Кудрявцева и др.
Задание 4.
Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений по содержанию: детерминанты социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного, иного характера.
|
|
Попытайтесь классифицировать их как: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений).
Определите, какие из перечисленных обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.
Объясните, как названные обстоятельства могут влиять на преступность в целом, на совершение конкретных преступлений:
1) изменение уголовного законодательства;
2) нарушение принципа неотвратимости ответственности;
3) пьянство, алкоголизм, употребление наркотиков;
4) усиление социального и имущественного неравенства между людьми;
5) изменение половозрастного состава населения;
6) стяжательство, паразитизм, эгоизм, цинизм;
7) безработица, изменение структуры и характера производства;
8) обострение межнациональных противоречий;
9) негативное воздействие средств массовой информации;
10) неэффективность системы социальной защиты населения;
11) бытовые, семейные, трудовые конфликты;
12) недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;
13) ослабление семейных связей, рост числа разводов;
14) рост психологических нагрузок, стрессовых ситуаций;
15) недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;
16) разрушение традиционных моральных ценностей, утрата перспектив в жизни;
17) нестабильность политической ситуации в стране;
18) инфляция, снижение уровня доходов населения, нерегулярность выплаты зарплаты.