Классификация уроков информатики по объему и характеру использования компьютера

Кабинет вычислительной техники обычно используется учителем на уроках для демонстраций, фронтальных лабораторных работ, проведения практикума и внеклассной работы.

Демонстрации учитель обычно проводит, используя монитор большого размера, подключенный к компьютеру. В последнее время все большее распространение получают мультимедийные электронные проекторы, которые можно использовать в незатененных помещениях для демонстрации цветного изображения с компьютера. Интерактивная доска также позволяет проводить демонстрации различных объектов: блок-схем алгоритмов, графиков, фрагментов программ и т.п. При работе с локальной сетью учитель может посылать с учительского компьютера демонстрируемое изображение на компьютеры учащихся и даже пересылать им целые демонстрационные программы. Все это позволяет эффективно реализовывать принцип наглядности и достигать основной цели демонстрации – восприятие учениками новой учебной информации. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тек­сты и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а уча­щиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей де­монстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможно­стей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение школьникам новой учебной информации

Лабораторная работ а проводится обычно в виде фронтальной работы, когда все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами. Эти средства могут использоваться с различными дидактическими целями: освоение нового материала (обычно с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (с помощью программы-тренажера), проверка усвоения полученных знаний и умений (с помощью контролирующей программы). При этом действия учеников могут быть синхронными, или они могут работать в различном темпе. Роль учителя при фронтальной лабораторной работе состоит в наблюдении за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть) и оказании им оперативной помощи. Фронтальные лабораторные работы могут быть как кратковременными, так и проводиться целый урок. В старших классах они могут выполняться на спаренных уроках, но так чтобы время работы на компьютере на первом часе занятий не превышало 30 минут, а на втором – 20 минут. Поэтому вначале учитель дает общий инструктаж по работе, выдает индивидуальные задания, показывает приемы их выполнения, а затем учащиеся делают работу. После перерыва они продолжают её выполнение в течение ещё 20 минут, а оставшуюся половину второго урока учитель принимает отчеты по работе и подводит итоги.

Практикум проводится по индивидуальным заданиям в ходе самостоятельной работы в течение одного, двух или более уроков. При этом часть задания может выполняться вне урока и дома. Обычно такие задания выдаются для отработки умений по целому разделу или теме курса. Учащиеся сами решают, когда им работать за компьютером, а когда – с книгой или с тетрадью. В ходе практикума учитель наблюдает за ходом работы учеников, оказывает им помощь. Учитель также должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало допустимых норм. В ходе практикума учитель, при необходимости, приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки

Термин «лекция» имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если по­зволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (например, в ви­де гипертекста или презентации) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта. При этом, как отмечает А.И. Бочкин, оптимальная форма конспекта предполагает наличие в левой части страницы тезисно изложенных основных моментов, а справа - место для коммен­тариев учащегося. Это способствует индивидуализации деятельности, развертыванию у уча­щихся мыслительных операций.

Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и по­этому сохраняет свое значение в изучении информатики. В курсе информатики необходимо вырабатывать ряд немашинных и домашинных навыков и умений, так как некоторые из них таких навыков и не предполагают (например, решение задач по теоретическим основам инфор­матики), другие требуют предварительного или последующего обсуждения (метод проектов, выступление с докладом или его обсуждение, разработка алгоритма). Работать без предва­рительного изучения инструкции расточительно по отношению к машинному времени и зре­нию учащегося. Наконец, нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления в более спокойной обстановке того, что сделано на компьютере, что и почему получилось. Сам компьютер может отвлекать от сущности того, что ученик за ним делает. В предельном случае возможна замена целенаправленной деятельности слепым перебором вариантов, внешне не сразу отличимым от продуктивной работы.

Дополнительные формы организации обучения рассчитаны на отдельных учащихся или группу с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворе­ния повышенного интереса к учебному предмету. Так, на дополнительных занятиях могут быть оказаны различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление сла­бых учеников к сильным, повторное объяснение темы.

Для удовлетворения познавательного интереса и углубленного изучения предмета с от­дельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудно­сти, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. Как правило, они проводят­ся эпизодически, организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает и индивидуальных консультаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: