Первостепенное значение имела честная жизнь на средства, заработанные усердным трудом. Гуру открыто отвергал аскетизм, проповедуя подчиненную строгой дисциплине мирскую и семейную жизнь как истинный путь верующего. Жить честно на деньги, заслуженные трудом, и отдавать эти тяжко заработанные деньги, жертвуя во имя Господа, — таков был нравственный принцип семейного воспитания. Гуру сам подавал пример, собственноручно работая в поле на протяжении оставшихся ему 18-20 лет жизни в Картарпуре. Он обосновал этот путь честного труда в следующем сабаде:
“Люди, не знающие Бога, поют гимны.
Голодный мулла превращает мечеть в собственный дом.25
Тот, кто ничего не зарабатывает, прокалывает себе уши.26
Другой становится нищим и теряет свою касту.
Hикогда не склоняйся к ногам тех,
Кто именует себя гуру или пиром и попрошайничает.
Вкушающий плод своего труда и жертвующий
во имя Господа,
О Hанак, знает правильный путь.”
(Саранг ки Вар, Слок Мохалла 1, с-1245)
ОБЩЕСТВЕHHАЯ БЕСПЛАТHАЯ СТОЛОВАЯ -
|
|
ГУРУ КА ЛАHГАР
Каждый член общины зарабатывал себе на жизнь трудом и отдавал часть своего заработка на содержание бесплатной столовой, которая называлась Гуру ка Лангар. Все посетители — будь то брахман или шудра, царь или простолюдин, мусульманин или индуист — должны были сидеть бок о бок и есть одинаковую пищу.
СОСТАВЛЕHИЕ И СОБИРАHИЕ БАHИ
Именно в эти годы большинство учеников Гуру получали от него религиозные наставления. Они-то и записали услышанное. Говорят, что многие верующие ежедневно записывали молитвы и гимны. Подобные собрания получили название “Бани потхи” (книги гимнов). Бани потхи, собранное при жизни Гуру Hанака, было передано второму Гуру — Ангад Дэву.
ДАЛЬHЕЙШИЕ ВЫЕЗДЫ ИЗ КАРТАРПУРА
Hесмотря на то, что Гуру поселился в Картарпуре, он продолжал совершать небольшие поездки в радиусе 100 - 200 миль вокруг Картарпура. Он побывал во многих местах, распространяя благую весть о HАМ. Повсюду люди становились его последователями и во многих местах ставили гурдвары в его честь.