бхумна ришикулйайам удгитхас татах праставо девакулйайам праставан нийутсайам хридайаджа асид вибхур вибхо ратйам ча притхушенас тасман накта акутйам джаджне нактад друти-путро гайо раджарши-правара удара-шрава аджайата сакшад бхагавато вишнор джагад-риракшишайа грихита-саттвасйа калатмаваттвади-лакшанена маха-пурушатам праптах.
бхумнах - от царя Бхумы; риши-кулйайам - в чреве его жены, которую звали Ришикульей; удгитхах - сын, названный Удгитхой; татах - а от царя Удгитхи; праставах - сын по имени Прастава; дева-кулйайам - его жены, которую звали Девакульей; прастават - от царя Праставы; нийутсайам - в его жене, которую звали Ниютсой; хридайа-джах - сын; асит - был зачат; вибхух - по имени Вибху; вибхох - от царя Вибху; ратйам - в его жене, которую звали Рати; ча - тоже; притху-шенах - названный Притхушеной; тасмат - от него (царя Притхушены); нактах - сын, названный Нактой; акутйам - в его жене, которую звали Акути; джаджне - был зачат; нактат - от царя Накты; друти-путрах - сын в чреве Друти; гайах - чье имя - царь Гая; раджа-риши-праварах - самый возвышенный из святых царей; удара-шравах - известный как очень благочестивый царь; аджайата - родился; сакшат бхагаватах - непосредственно Верховной Личности Бога; вишнох - Господа Вишну; джагат-рирак-шишайа - чтобы защищать весь мир; грихита - который постигается; саттвасйа - в качествах шуддха-саттвы; кала-атма-ваттва-ади - прямого воплощения Господа; лакшанена - по признакам; маха-пурушатам - главное качество - быть лидером человеческого общества (так же как верховным предводителем всех живых существ является Господь Вишну); праптах - приобрел.
|
|
Царь Бхума зачал в чреве своей жены, Ришикульи, сына, которого назвали Удгитхой. У жены Удгитхи, Девакульи, родился сын, названный Праставой, а Прастава зачал в своей жене, Ниютсе, сына, которого назвали Вибху. Вибху зачал в чреве своей жены, Рати, сына, названного Притхушеной. Притхушена зачал в чреве своей жены, которую звали Акути, сына, названного Нактой. Женой Накты была Друти, из чрева которой родился великий царь Гая. Гая был очень знаменит и благочестив; он был лучшим их святых царей. Господь Вишну и Его экспансии, призванные защищать вселенную, всегда пребывают в трансцентной гуне благости, которая известна как вишуддха-саттва. Царь Гая, как непосредственная экспансия Господа Вишну, тоже находился в вишуддха-саттве, а следовательно, в полной мере обладал трансцентным знанием. Поэтому его называли Махапурушей.
КОММЕНТАРИЙ: Из этого стиха явствует, что бывают разные воплощения Бога. Одни из них представляют собой непосредственные экспансии Господа Вишну, а другие - неотъемлемые частицы таких экспансий. Прямое воплощение Верховной Личности Бога называется амшей, или свамшей, а воплощение, исходящее от амши, называется калой. Среди воплощений, принадлежащих к категории кала, есть и вибхиннамша-дживы, то есть живые существа. Их относят к джива-таттвам. Воплощения, исходящие непосредственно от Господа Вишну, называются вишну-таттвой, а иногда для них используется наименование Махапуруша. Махапуруша - это одно из имен Кришны, поэтому преданного иногда называют маха-паурушикой.