Программа дисциплины

Основная особенность развития современного мира - масштабность человеческой деятельности, которая приобрела ноосферный характер.

Ноосфера (гр. - noos - разум) - эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

В процессе взаимодействия человеческого общества с окружающей средой возникает ряд противоречий, порождающих целый спектр проблем.

Одно из самых существенных противоречий - это противоречие между уровнем развития знаний, накопленных человечеством за весь период своего существования, и результатами его практической деятельности.

В 1971 г. Дж. Форрестер в книге «Мировая динамика» [79] изложил результаты 15-летней программы исследования динамических структур социальных и естественных систем и сделал вывод о неизбежном энергетическом и экологическом кризисе в период 2030 -2050 гг. Прошедшие три десятилетия не только подтвердили многие его выводы, но и выявили отклонения по многим показателям в худшую сторону.

На конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. (КОСР-92) был сделан вывод о том, что существующая модель развития нашей цивилизации является неустойчивой и ведет человечество к глобальной катастрофе.

Негативные последствия такого развития начинают ощущаться все более явственно. Например, озоновые дыры в районе полюсов, загрязнение суши, воды и атмосферы породили парниковый эффект, следствием которого является заметное изменение климата Земли с его возможными катастрофами в виде затопления огромных территорий, изменения направлений воздушных и океанских течений и т п.

Не менее сложные проблемы возникают в социокультурной среде населения Земли. Вспышки этнических, территориальных, религиозных и других противоречий, которые с невероятной быстротой распространяются по Земле, являются грозным предвестником новых войн, последствия которых даже трудно спрогнозировать.

Парадоксально выглядит ситуация, когда человечество, располагая все более возрастающим объемом знаний, оказывается неспособным эффективно

их реализовать. Сложность мира, с одной стороны, и резко возросшая сложность структуры человеческого общества - с другой, порождают такую совокупность проблем, решение которых возможно только при качественном изменении системы образования человека и методологии познания окружающего нас мира и самого человека.

Разработчики концепций и моделей устойчивого развития нашей цивилизации видят решение названных проблем в смещении акцентов развития цивилизации с вещественно-энергетических на информационные, в становлении информационного общества как первой стадии ноосферы.

Для этого надо принципиально изменить существующую систему образования.

Всё, что получает субъект в процессе обучения, можно условно разделить на три группы в порядке возрастания значимости с точки зрения полезности и длительности их применения: информация, знание, понимание.

Информация отвечает на вопросы: кто, что, когда, где, сколько?

Знание дает ответ на вопрос «как?». Как что-то устроено? Как что-то

происходит?

Понимание позволяет ответить на вопросы: зачем и почему необходимо что-то создать или предпринять какую-то деятельность? Какая при этом преследуется цель? Какова необходимость создания системы с определенным назначением?

Исследования показали, что большинство ученых программ образовательных систем стран мира содержат приблизительно 60% информации, 25% знаний и только около 15% материала, относящегося к категории понимания.

Если же учесть, что в процессе своей практической деятельности человеку приходится решать нестандартные задачи, то понятно, что пользоваться для их решения априорной информацией весьма опасно, так как она очень быстро устаревает, часто не соответствует той среде и ситуации, в которой она применяется.

Следовательно, упомянутое выше противоречие как раз и порождается несовершенством учебных программ и степенью восприятия обучаемыми учебной программы.

Выходом из этой ситуации является изменение содержания учебного материала в сторону доминирования знания и понимания, то есть, в сторону метазнаний (знания о знаниях), которые в существенно меньшей мере зависят от ситуации, среды и области деятельности и значительно медленнее устаревают.

Обладая такими знаниями, человек более эффективно адаптируется к внешней среде и, следовательно, более эффективно решает возникающие перед ним сложные проблемы.

Окружающий нас мир и деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, с точки зрения современной науки, носят системный характер.

Системность мира выражается в виде объективно существующей иерархии различно организованных, взаимодействующих между собой естественных и искусственных систем.

Системность мышления заключается в том, что наши знания представляются в виде иерархической системы взаимосвязанных моделей окружающего мира.

Хотя человек и является частью природы, его мышление обладает определенной самостоятельностью относительно окружающего мира, и мыслительные конструкции, возникающие у него в голове, не обязательно подчиняются ограничениям мира реальных конструкций.

Однако практическая реализация человеческих стремлений неизбежно требует согласования системного мышления и системности мира. Это согласование идет по двум направлениям [53].

Первое связано с практикой познания, в процессе которого осуществляется сближение моделей с реальностью.

Второе направление связано с практикой преобразования мира, целью которого является приближение реальности к моделям.

Однако для того, чтобы эффективно познавать и преобразовывать себя и окружающую среду, необходимо уметь разрабатывать такие модели исследуемых объектов, которые были бы адекватны целям исследования.

Разнообразие и сложность окружающего нас мира и ограниченные возможности человеческого разума привели к появлению достаточно сложной иерархии специализированных научных дисциплин.

Дальнейшая специализация научных направлений становилась тормозом научного прогресса, и это послужило толчком к появлению во второй половине XX века таких научных направлений как кибернетика, теория информации, математическая теория систем, теория управления, теория принятия решений, исследование операций и системотехника.

Эти научные направления имели две особенности.

Первая особенность состоит в том, что они имели дело с такими системными задачами, в которых основное внимание уделялось не типу сущностей, образующих системный объект, а его информационным и структурным аспектам.

Вторая особенность заключалась в том, что появление этих научных дисциплин тесно связано с возникновением и развитием вычислительной техники.

Становилось очевидным, все эти интеллектуальные разработки логично было бы объединить в некоторое общее научное направление. Такой шаг был сделан. Эту науку назвали наукой о системах или системологией.

Что же входит в область исследования системологии?

В самой простой трактовке термин "система" означает множество элементов и отношений между ними. Термин "отношение " включает следующий набор родственных понятий: структура, организация, связь, взаимозависимость, корреляция, ограничения и т. п.

Классификацию всех научных направлений можно осуществить с помощью одного из двух фундаментальных критериев различия [28]:

• выделение направлений, базирующихся на определенных типах элементов;

• выделение направлений, базирующихся на определенных типах отношений.

С помощью первого критерия осуществляется традиционное подразделение науки и техники на дисциплины и специальности. Каждая из них занимается определенным типом элементов, например, физических, химических, политических, экономических и т. д. При этом никакой тип отношений не фиксируется. Эта классификация имеет экспериментальную основу, т. к. элементы разных типов требуют разных экспериментальных (инструментальных) средств для сбора данных.

Второй критерий позволяет выделить класс научных направлений, который задается определенным типом отношений, а тип элементов, на которых определены эти отношения, не фиксируется. Такая классификация связана с обработкой данных, а не с их сбором, и основа ее преимущественно теоретическая.

Вторым классом систем и занимается системология как наука.

Характерной особенностью системологии является то, что ее знания и методология могут быть использованы во всех без исключения разделах традиционной науки, именно поэтому их иногда называют метазнаниями или знаниями, инвариантными к объекту исследования

Системология как наука включает два научных направления: теорию систем и системный анализ (см. рис).

Теория систем занимается вопросами исследования и построения моделей сложных систем, выявлением их изоморфных и гомоморфных свойств. Основными категориями теории систем являются: система, элемент, подсистема, отношение, структура, свойство.

Системный анализ рассматривается как совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений сложных проблем, возникающих в процессе отношений объектов с внешней средой.

Иногда говорят, что системный анализ - это прикладная диалектика, т. к. именно диалектика (наука о всеобщих законах движения, изменения, обновления и развития природы, общества и мышления) является его методологической основой [53].

Практическая ценность системного анализа заключается в том, что он является методикой и практикой целенаправленного преобразования, как

самого человека, так и окружающего его мира.

Процедуры системного анализа направлены на выявление альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности.

Основной целью системного анализа является построение обобщенной модели взаимодействия рассматриваемого объекта с окружающей средой в конкретной ситуации и выработка рекомендаций по достижению этим объектом определенной цели. Системный анализ должен являться обязательной общенаучной дисциплиной, читаемой специалистам всех направлений.

Знание методологических основ системного анализа позволяет формировать отношение человека с внешним миром на базе системной деятельности.

Системная деятельность предполагает использование совокупности взаимосвязанных логических (алгоритмических) и аналитических процедур в целях познания, объяснения и преобразования окружающей среды и самого человека. Эта деятельность облегчает человеку анализ реальных сложных жизненных ситуаций, предваряющий разумный выбор целей деятельности, способов их достижения и организационных форм реализации, позволяет объективно сопоставлять располагаемые и желаемые результаты.

Системная деятельность повышает эффективность адаптации человека к изменяющимся условиям внешней среды и адаптации внешней среды к потребностям человека.

Различные этапы системной деятельности обязательно завершаются процедурой выбора, т. е. принятием того или иного решения.

Особенно это важно при выборе цели деятельности. Опыт показывает, что выбор цели - это наиболее уязвимое звено человеческой деятельности, поскольку ошибка в выборе цели сводит на нет все последующие этапы деятельности.

Следовательно, чтобы принять правильное решение, т. е. выбрать требуемое направление деятельности, необходим всесторонний анализ ситуации, который и реализуется в процессе системного анализа.

Главной особенностью системного анализа является наличие доминирующей роли целого над частным, сложного над простым. В отличие от традиционных методов, в которых анализ ведется от простого к сложному, в системном анализе, наоборот, анализ ведется от системы к элементам, от сложного к простому. Любая система состоит из множества взаимодействующих элементов, однако свойства самой системы не сводятся к сумме свойств ее элементов Взаимодействие элементов системы придаст ей новые системные свойства, отсутствующие у отдельно взятых ее элементов. Этот факт является принципиальным признаком существования системы. Другими словами, совокупность взаимосвязанных элементов образует систему только в том случае, когда отношения между элементами порождают новые системные свойства, отсутствующие у ее элементов.

Методология системного анализа органически связана с самой природой сложных систем. Опираясь на современные математические методы анализа и информационно-вычислительные системы, системный анализ в то же время использует широкий набор неформальных процедур, позволяющих исследовать слабоструктурированные и слабоформализованные объекты.

В настоящее время формализованный подход к исследованию сложных объектов (проблем, организаций, явлений или процессов) перестает быть монополией точных наук и получает широкое развитие в естественных и гуманитарных научных направлениях (в медицине, психологии, биологии, историографии и т. п.). Поэтому современный специалист с высшим образованием должен обязательно владеть основами методологии системного анализа.

Программа дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: