Фискальная политика складывается из двух направлений: дискреционной фискальной политики и автоматической.
Дискреционная фискальная политика – предполагает сознательное регулирование государством налогообложения и гос. расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Дискреционная фискальная политика делится на три типа: расширительную, ограничительную и антициклическую в зависимости от конкретной экономической ситуации.
Расширительная фискальная политика – проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей, т.е. находится в состоянии рецессии, спада. Она осуществляется за счет роста гос. расходов и снижения налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.
Ограничительная фискальная политика – проводится в случае неожиданного повышения совокупного спроса, вызывающего повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос.
Антициклическая фискальная политика – состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силу циклического развития. Такой тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.
При осущ. дискрец. фискальной политики ни в одной стране мира невозможно достичь полной экономической целесообразности, принимая необходимые решения. Дело в том, что сам процесс формирования такой политики, как по своему содержанию, так и по форме в огромной мере является политической процессом. В нем участвуют различные политические партии, ветви власти, группы давления, лоббисты и т.д. Поэтому она зачастую неизбежно становится не столько итогом экономических потребностей, сколько равнодействующей интересов политических сил.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика.
Автоматическая фискальная политика – предполагает экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономической ситуации без необходимости принятия каких – либо шагов со стороны правительства.