Вопрос 26. Структурные элементы равновесия. Модель AD – AS

Экономическое равновесие занимает центральное место в макроэкономической теории потому, что оно выражает оптимальное состояние экономики, а, значит, образует критерий объективной оценки реальной экономической ситуации.

Макроэкономическое равновесие – такое состояние национальной экономики, когда на всех рынках одновременно устанавливается равенство спроса и предложения.

Макроэкономика оперирует совокупными, агрегированными показателями, поэтому анализ равновесия на уровне национальной экономики будет отличаться от равновесия на рынках конкретной продукции.

Совокупное производство – сумма произведенных конечных товаров и услуг, подсчитанная в постоянных ценах. Показатель – реальный ВНП.

Совокупный уровень цен – средний уровень цен всех товаров и услуг, включенных в ВНП и выраженных в форме ценового индекса. Показатель – дефлятор ВНП.

Для определения равновесного уровня этих показателей нужно обратиться к взаимоотношениям совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос – объём национального производства, который потребители и правительство готовы купить при каждом возможном уровне цен.

Кривая совокупного спроса

Где AD – совокупный спрос. Кривая отражает обратную зависимость между реальным объёмом расходов на приобретение конечных товаров и услуг и средним уровнем цен на них, поэтому имеет отрицательный наклон.

Кривая рыночного спроса на конкретное благо строится исходя из допущения, что цены на все прочие товары неизменны. При построении кривой совокупного спроса такие допущения не делаются, т.к. на макроуровне все цены могут измениться в соответствии с изменением индекса цен.

Кривая рыночного спроса строится исходя из предположения, что номинальные доходы потребителей не изменяются в любой точке кривой спроса. При движении по кривой совокупного спроса величина номинального ВНП не обязательно остаётся постоянной ввиду изменения ценового фактора.

Чтобы определить истинные причины отрицательного наклона AD, необходимо вспомнить основные составляющие совокупного спроса: потребление, частные инвестиции, государственные расходы, чистый экспорт. Каждая из этих составляющих изменяется в обратной зависимости по отношению к уровне цен на товары и услуги, что и объясняет отрицательный наклон кривой AD.

Детерминанты:

6. Изменения в государственных расходах и налогах. Рост госрасходов увеличивает спрос и сдвигает кривую AD вправо, а рост налогов уменьшает спрос и сдвигает кривую AD влево;

7. Изменение численности населения. Рост населения увеличивает спрос и сдвигает кривую AD вправо.

8. Изменения в ожиданиях покупателей товаров и факторов производства. Ожидания экономического роста ведут к росту спроса, ожидания спада в экономическом развитии – к снижению спроса;

9. Изменение денежной массы, находящейся в обращении. При росте денежной массы спрос растёт, и наоборот.

Совокупное предложение – тот реальный объём совокупного производства, который предполагается на рынке при каждом возможном уровне цен.

Когда мы говорим о совокупном предложении, то имеем дело не с ценой на один товар, а с общим индексом цен, т.е. логика рынка отдельного товара здесь не применима. Кривая совокупного предложения имеет положительный наклон. Совокупное предложение в решающей мере зависит от цен на факторы производства. Экономисты иногда называют их «липкими», потому что они как бы приклеиваются к факторам.

Краткосрочный период – период, когда домашние хозяйства и производители не успевают приспособиться к неожиданным изменениям (цен, спроса и т.д.)

В краткосрочный период издержки фирм остаются постоянными, а цены на продукцию растут, что означает более высокую прибыль для фирм и стимул увеличить предложение. В краткосрочном периоде всегда наблюдается прямая связь между величиной предложения и уровнем цен, а кривая совокупного предложения имеет положительный наклон.

Долгосрочный период – период, в течении которого цены на факторы производства становятся гибкими, приспосабливаются к новым условиям и отражают реальное соотношение спроса и предложения.

Графически кривая выглядит как вертикаль, фиксированная на сои абцисс. Она показывает, что как бы не росли цены, совокупное производство не может увеличиться из-за полной занятости экономического потенциала.

Потенциальный ВНП (ПВНП) – величина реального ВНП, который мог бы быть произведён, если бы все факторы производства были полностью заняты.

В краткосрочном периоде

, где P – уровень цен, Q – реальный ВНП, AS – совокупное предложение.

В долгосрочном периоде

, где P – уровень цен, Y – реальный ВПН, перпендикуляр – AS – совокупное предложение.

Если в краткосрочном периоде определённые экономические переменные фиксированы, не гибки, то в долгосрочном периоде меняются все переменные без исключения.


Кривая AS как бы «склеена» из трёх отрезков:

1) Горизонтальный (кейнсианский) (до Q1)

2) Промежуточный (до Q2)

3) Вертикальный (классический) (от Q2)

Объяснение необычной формы кривой AS заключается в том, что в масштабе всей экономики может сложиться 3 разных ситуации:

1) Состояние неполной занятости ресурсов (до Q1);

2) Состояние, приближающееся к уровню полной занятости (до Q2);

3) Состояние полной занятости ресурсов (от Q2).

Смысл названий отрезков связан с той трактовкой, которую дают кейнсианская и классическая школы взаимосвязи между уровнем цен и реальным объёмом производства.

I. Горизонтальный отрезок (кейнсианский):

1. Реальный объём производства (предложение) ещё не достиг своего потенциального уровня;

2. Имеется запас производственных мощностей, запас сырья;

3. Уровень занятости неполный.

Согласно кейнсианским воззрениям, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объёма производства, но без повышения уровня цен. Это и понятно, ведь будут вовлекаться прежде незагруженные мощности, незанятая рабочая сила.

II. Промежуточный:

1. Одновременное расширение объёма производства и повышение цен;

2. Экономика приближается к своему потенциально возможному уровню, но полная зависимость возникает не одновременно и не равномерно по отраслям;

В отдельных отраслях оказываются занятыми все факторы производства. В такой ситуации, чтобы увеличить объём производства надо вовлечь дополнительные ресурсы, а значит, поднять цены на них. Это в свою очередь приведет к росту издержек предприятия и, чтобы сохранить прежний уровень прибыльности, они повысят цены на свою продукцию. На графике видно что расширение реального объёма производства сопровождается ростом уровня цен.

III. Вертикальный отрезок (классический):

1. Производство достигло потенциального уровня, когда все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость (естественный уровень безработицы);

2. За короткое время нельзя достичь увеличения объёма производства.

Классическая школа считает, что рыночный механизм, если в его действие не вмешивается государство, сам по себе обеспечивает состояние полной занятости. Если на этом этапе начнётся увеличение совокупного спроса, то производство не сможет ответить на него таким же увеличением предложения, а значит, реакция будет одна – рост уровня цен в стране.

Детерминанты совокупного предложения.

Как и в случае с кривой предложения на отдельных товарных рынках, кривая совокупного предложения сдвигается под воздействием изменений неценовых факторов. На макроуровне среди них, прежде всего, нужно назвать следующие:

1. Изменение в ценах факторов производства. Рост зарплаты, процента, ренты и прибыли ведет к увеличению издержек и сдвигу кривой AS влево, т.е. к снижению предложения. Иногда изменения в ценах факторов оказываются настолько резкими, что это вызывает шок. Его так и называют: шок предложения.

2. Изменение (усиление или ослабление) монопольной власти какой-либо группы поставщиков ресурсов, что сдвигает кривую AS соответственно влево или вправо.

3. Изменение в уровне технического развития и в производительности труда. Рост производительности труда ведёт к снижению издержек и сдвигу кривой AS вправо. Снижение производительности даёт противоположный результат.

4. Изменение в ожиданиях. Ожидания высокого и устойчивого экономического роста ведут к сдвигу кривой AS вправо, ожидания ухудшения общей экономической ситуации – к сдвигу влево.

5. Изменение в правительственной политике. Речь идёт о налогах, увеличение которых повышает издержки и угнетает производство; о субсидиях, которые понижают издержки и стимулируют расширение производства; о других мерах государственной экономической политики.

После анализа совокупного спроса и совокупного предложения можно обратиться к проблеме макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие – такое состояние экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью куплен, т.е. национальный доход равен совокупным расходам.

Графически этот анализ будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Важно подчеркнуть, что кривая AD может пересечь кривую AS на 3 уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном и вертикальном.

Пусть уровень цен в экономике представлен величиной P1. Кривая AS показывает, что при данном уровне цен производство не превысит реальный объём ВНП Q1. Однако уровень совокупного спроса в этом случае составит Q2. Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объёма ВНП повысит уровень цен до Р2, что, как показывают стрелки, заставит производителей увеличить объём продукции с Q1 до Q2, а потребителей – уменьшить масштабы желаемых покупок с Q3 до Q2. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.

На графике представлены 3 варианта возможного макроэкономического равновесия. Точка Е1 – равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции. Точка Е2 – равновесие при небольшом повышения уровня цен и состоянии близком к полной занятости. Точка Е3 – равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.

И последний вопрос, который надо выяснить, говоря о макроэкономическом равновесии. По Кейнсу, макроэкономическое равновесие существует, если совокупные расходы равны стоимости совокупного продукта, т.е. все, что произведено куплено. Совокупные расходы – сумма потребительских расходов, инвестиций, расходов государства и чистого экспорта. Объясняя причины сильных спадов в экономике, прежде всего кризиса 1929 – 1933 г.г., Кейнс нашел в совокупных расходах элементы, которые могли автономно измениться настолько сильно, что привело к катастрофе. Он исследовал влияние автономного роста элементов совокупных расходов на равновесный уровень национального дохода и выяснил, что незначительный рост совокупных расходов ведет к значительно большему росту реального национального дохода. Кейнс назвал это явление мультипликатором расходов.

Мультипликатор расходов – пропорция между изменениями реального национального дохода и изменениями в автономных расходах.

В основе идеи мультипликатора лежит понимание того, что расходы одного человека немедленно становятся доходами другого.

Мы знаем, что с доходами вообще можно делать только 2 вещи: тратить и сберегать. Поэтому собственники ресурсов часть своего дохода потратят, а часть сберегут. Тратя доход, они передадут свои деньги тем, кто производит товары и услуги. И так далее, круг за кругом, будет накручиваться рост дохода, вследствие всего лишь 1 автономного действия нашего инвестора. Получается, что изменение в 1 части совокупных расходов привело к изменению равновесного уровня реального национального дохода в том же направлении, но в мультиплицированном, т.е. помноженном объёме.

Первоначальный «толчок», который дают инвестиции, может осуществляться как частным сектором, так и государством. Кейнсианские рецепты стимулирования инвестиций во многом послужили основой «нового курса» Ф. Рузвельта, когда в США свирепствовала Великая депрессия. Широкое осуществление общественных работ, финансируемое государством в те годы – яркая иллюстрация политики государственных расходов для поддержания высокого уровня инвестиций и национального дохода, а точнее, стремления вывести экономику из состояния застоя. Государство финансировало именно общественные работы, а не строительство. Ведь в условиях перепроизводства товаров, сопровождавшего Великую депрессию, важно было создать платежеспособный спрос, а не выбрасывать на рынок новые партии товаров.

Какой же из рассмотренных вариантов макроэкономического равновесия предпочтительнее? Сама постановка вопроса говорит о том, что мы вторгаемся в область нормативного анализа. Позитивный же анализ описывает состояния макроэкономического равновесия без всяких оценочных суждений. Последнее – прерогатива государственных деятелей и правительства, решающего конкретные макроэкономические задачи и реализующего конкретные программы в неповторимых обстоятельствах каждой страны.

Вопрос 27. Финансовый рынок как регулятор экономики. Финансовая система Российской Федерации.

Финансы являются носителями распредели­тельных отношений, это распределение происходит прежде всего между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами.

Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуще­ствляются формирование, распределение и использование фон­дов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное об­ращение.

Финансовый институтпредставляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Сферы финансовой системы:

1. государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и муниципальные (местные) финансы;

2. финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функци­онирования каждого звена, различиями в методах распределе­ния и использования фондов денежных средств и, следователь­но, особой ролью в финансовой системе.

Централизованные фонды денежных средств - Используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

« Финансовая система России (Ленинградская школа)»

Децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов)
Централизованные финансы (государственные и муниципальные)

Госстрахование
Бюджетная система

Госкредит

« Финансовая система России (Московская школа

Финансы домохозяйств
- Организационно-правовая форма хозяйствования (коммерческие и некоммерческие организации) - Отраслевая принадлежность (связь, транспорт, торговля, ЖКХ и т.д.) - Форма собственности (государственная, частная)
- Бюджет, бюджетная система - Внебюджетные фонды - Госкредит - Соцстрахование и пенсионное обеспечение - Страхование - Финансовый рынок
Финансы хозяйствующих субъектов
Общегосударственные финансы


Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов территориального (регионального и местного) самоуправления.

Роль бюджета – формирует финансовую базу функционирования государства, является механизмом, обеспечивающим развитие экономики, культуры, социальной сферы.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

Государственные внебюджетные целевые фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды

Фонды страхования формируются за счет страховых взносов населения и предприятий и предназначены для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и покрытия страховых рисков

Страхование как сфера особых финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведе­нию мероприятий по их предупреждению.

Ведущую роль на страховом рынке России занима­ет государственная страховая компания "Росгосстрах".

Основным экономическим (хозяй­ствующим) субъектом выступают предприятия (организации) различных организационно-правовых форм. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическим лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. Финансы предприятий функциони­руют в производственной и непроизводственной сфере эконо­мики.

В этой сфе­ре финансовой системы формируются финансовые потоки, со­здаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, в целях дальнейшего про­изводственного и социального развития.

Децентрализованные фонды денежных средств (финансы хозяйствующих субъектов и населения) – это финансы организаций различных организационно-правовых форм и различных форм собственности во всех сферах экономики, а так же финансы домашних хозяйств. Используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит фи­нансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, явля­ющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Финансы предприятий составляют основу микроэкономи­ки. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управ­лять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финан­совых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов бюджетной системы РФ, из которых обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестицион­ных программ, обороны, экологии.

финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджет субъектов РФ (региональный бюджет)- форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет)- форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Федеральный бюджет- форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Государственный и местные бюджеты Российской Феде­рации — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основные финансовые планы на федеральном, региональном и местном уровнях управления. Они обеспечивают выполнение функций государства и местного самоуправления главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь, через систему налогообложения.

консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами

Государственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Госкредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Страхование – - отношение по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных премий, а так же за счет иных средств страховщиков.

Коммерческая организация В соответствии с гражданским законодательством РФ ст. 50 Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица

1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

2. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК — совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами, производными финансовыми инструментами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: