Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Зав. редакцией Т.И. Смирнова
Редактор И.Ю. Степанова
Художник обложки М.Л. Уранова
Компьютерная верстка В. Г. Верхозин
Корректор Н.А. Лелекова
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных
ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».
Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.
Сдано в набор 15.09.01. Подписано в печать 24.06.02.
Формат 60x88/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 10,78.
Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.). Заказ № 4303.
«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».
119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.
E-mail: vlados@dol.ru
https://www.vlados.ru
Ордена Трудового Красного Знамени
ГУП Чеховский полиграфический комбинат
Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
142300, г. Чехов Московской области.
Тел. (272) 71-336, факс (272) 62-536.
План работы педагога-психолога Государственного учреждения образования «Лопатинская средняя общеобразовательная школа» на 2009/2010 учебный год
|
|
Цель: Содействие созданию в образовательном учреждении условий для благоприятного психологического климата, психологического здоровья, развития индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Проведение комплекса психолого-педагогических мероприятий для создания благоприятных условий обучения и адаптации учащихся на разных ступенях обучения.
2. Содействие интеллектуальному и личностному развитию учащихся, формирование у них способности к саморазвитию.
3. Помочь учащимся и их семьям в определении образовательного маршрута и формирование способности к самоопределению при выборе профессионального маршрута.
4. Помочь ребенку или семье, находящихся в социально-опасном положении выявить проблемы, причины их появления и нахождение путей преодоления.
Месяц | Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с пед. кадрами | Психологическое просвещение |
Сентябрь | 1. Работа по адаптации учащихся 1, 5 классов. 2. Диагностика учащихся ОПФР. 3. Беседы с учащимися 5-го класса по вопросам адаптации их к учителям и новым условиям 4.Социометрическое исследование на начало учебного года | 1. Беседы с родителями по проблемам адаптации 1, 5 классов 2. Обследование условий воспитания детей 1-го класса | 1.Собеседование-консультация с учителями-предметниками и классным руководителем 5-го класса о причинах возможного снижения успеваемости, о трудностях адаптационного процесса. 2. Беседа-консультация с классным руководителем 1-го класса о процессе адаптации учащихся к школе. | 1. Формирование библиотеки «Психологи рекомендуют» |
Октябрь | 1. Индивидуальное консультирование учеников. 2. Диагностика интеллектуальных способностей и уровня тревожности учащихся. 3. Проведение диагностического опросника на изучение эмоционального фона и чувств учеников по отношению к школе. | 1. Изучение мнения родителей 1; 5 классов о трудностях адаптационного периода, анкетирование. 2.Индивидуальное собеседование с родителями учащихся с признаками дезадаптации. | 1. Беседа с классными руководителями «Трудности общения с классом». 2. Посещение уроков с целью изучения эффективности взаимодействия учителей-предметников с детьми. 3. Беседы, консультации на тему: «Психолого-педагогические методы работы с одаренными детьми» | 1.Формирование библиотеки «Психологи рекомендуют» 2. Изучение новинок психологической литературы, периодических изданий. |
Месяц | Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с пед. кадрами | Психологическое просвещение |
Ноябрь | 1. Изучение психологических особенностей «трудных» школьников. 2. Изучение профессиональных склонностей учащихся выпускных классов. 3. Изучение процесса адаптации учеников 5-го класса в среднем звене. 4. Диагностика уровня интеллекта у одаренных учащихся | 1. Тематические консультации для родителей «Как помочь ребенку учиться» 1; 5 класс. 2. Консультации «В семье растет одаренный ребенок». | 1. Выявление результативности работы по проблемам адаптации учащихся 5-го класса. | 1. Анализ и систематизация документов к психолого-педагогическому консилиуму по адаптации 5-го класса. 2. Изучение новинок психологической литературы, периодических изданий. |
Декабрь | 1. Индивидуальная работа с «трудными» детьми. 2. Индивидуальное консультирование учеников. 3. Наблюдение за учащимися во время учебной деятельности. 4. Тренинговые занятие с одаренными детьми 5. Анкетирование учащихся по изучению полезности и значимости факультативов для учеников. | 1. Тематические консультации для родителей «Гиперактивный ребенок» 2.Индивидуальные консультации «Если ваш ребенок совершил правонарушение» | 1. Работа с классными руководителями по проблеме «Способы взаимодействия с «трудными» детьми». | 1. Изучение новинок психологической литературы, периодической печати. 2. Обработка и анализ полученных результатов проведенных методик. |
Январь | 1. Консультации с учащимися выпускных классов по вопросам профориентации и социализации. 2. Диагностика личностных особенностей учащихся 1-го класса. | 1. Работа с родителями по вопросам профориентации учащихся. | 1. Обсуждение с классными руководителями проблем, возникших в жизни ученического коллектива и поиски путей их решения. | 1. Обработка и анализ полученных результатов проведенных методик. |
Месяц | Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с пед. кадрами | Психологическое просвещение |
Февраль | 1.Психологическое сопровождение и патронаж учащихся 8-го класса. 2. Индивидуальная работа с одаренными учениками 3.Индивидуальные беседы с учащимися, склонными к нарушению дисциплины. | 1.Индивидуальное собеседование с родителями, чьи дети не успевают по результатам первого полугодия. 2. Беседы с родителями 4-го класса по вопросам подготовки к переходу в среднее звено, изучение их образовательных запросов. | 1. Беседы с учителями-предметниками, работающими в 5-ом классе о произошедших изменениях в процессе адаптации. 2. Посещение уроков в 4-ом классе с целью выявления индивидуальных,психологических особенностей учащихся с помощью наблюдения. | 1. Обработка и оформление результатов, проведенных методик. |
Март | 1. Повторная диагностика детей с ОПФР 2. Тренинговые занятия с учащимися выпускных классов «Умей расслабиться». 3. Комплексная диагностика учащихся 4-го класса. 4.Индивидуальная работа с одаренными учениками | 1.Индивидуальные консультации для родителей младших и средних классов «Почему не стоит ограничивать детскую активность». | 1. Работа с классным руководителем 1-го класса по результатам проведенных диагностик. 2. Написание психолого-педагогических характеристик совместно с классным руководителем 4-го класса на учащихся. | 1. Заполнение карт углубленного развития на детей с ОПФР. 2. Разработка рекомендаций по результатам проведенных методик. |
Месяц | Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с пед. кадрами | Психологическое просвещение |
Апрель | 1. Диагностика уровня тревожности у учащихся выпускных классов, сдающих экзамены. 2. Диагностика уровня воспитанности на конец учебного года. 3. Повторная диагностика учащихся 1; 5 классов на выявление уровня адаптации на конец учебного года. | 1. Беседы с родителями выпускников «Как помочь ребенку подготовиться к централизованному тестированию». | 1. Собеседование с учителями-предметниками «Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками». | 1. Заполнение документаций на конец учебного года по детям с ОПФР. 2. Обработка и оформление полученных результатов проведенных методик. |
Май | 1. Беседа с учащимися выпускных классов «Психологический аспект в подготовке к экзаменам» 2. Групповые занятия с учащимися 9; 10 и 11 классов на снижение уровня тревожности во время стрессовых ситуаций. 3. Тренинговые занятия с одаренными учениками 4. Изучение пользы факультативов и запросов детей на следующий учебный год. | 1. Консультация для родителей с ОПФР «Если в семье растет необычный ребенок». | 1. Работа с классным руководителями выпускных класса по оптимизации подготовки к экзаменам. | 1.Систематизация и оформление документации за год. 2. Выпуск информационных листов «Помощь родителям». |
Июнь | 1.Индивидуальные консультации учащихся выпускных классов. 2.Индивидуальная работа с «трудными» детьми. 3.Консультирование одаренных учеников | 1. Беседа с родителями будущих учеников «Ваш ребенок идет в школу». | 1. Беседа с классным руководителем по вопросам организации работы с будущими первоклассниками. | 1. Написание анализа работы за прошедший учебный год. 2. Планирование работы на будущий учебный год. |
Классификация целей
|
|
|
|
|
|
· Цели могут быть ступенчатые, те, которые достигаются в большей или меньшей степени. То есть, в основном они достигаются.
· И неступенчатые – могут быть достигнуты или не достигнуты, например повышение зарплаты.
Или другая классификация:
o Функциональные.
o Предметные – создается определенный материальный результат.
Виды задач:
· Общие задачи – для всех отраслей образования.
o Закрепить за каждым гражданином РФ право на образование и установить объем этого права.
o Обеспечить единое образовательное пространство.
o Вхождение в мировую систему образования.
o Создание таких условий в образовательных учреждениях, которые требуют постоянного роста мастерства педагогов.
o Обеспечение прав всех участников образовательного процесса, особенно детей.
o Установление ответственности государства за создание условий для реализации права на образование.
o Обеспечить одинаковые условия образования в городских и сельских поселениях.
o Повышение престижа педагога.
o Стимулирование образовательных учреждений к расширению ими образовательных услуг.
o Удовлетворение потребностей народного хозяйства в специалистах.
· Специальные – для каждой отрасли образования. ФЗ «Об образовании»
o Начальное: ст. 18
o Общее: ч. 2 ст. 9
o Профессиональное:
§ Начальное – ст. 22
§ Среднего – ст. 23
§ Высшего – ст. 24
o Послевузовское: ст. 25
o Дополнительное: ст. 26
Таким образом, из 58 статей задачи (цели) изложены в 13 из них: 4-5, 9, 14, 18, 20-26, 39.